Палеонтологический обзор 2010

Завершился 2010 год. По традиции сайт "Аммонит.ру" подводит палеонтологические итоги года, рассказывает о самых заметных открытиях в области палеонтологии, произошедших в этом году, о тенденциях и событиях в палеонтологической сфере.

Настоящий прорыв произошел в 2010 году в области определения прижизненной окраски вымерших организмов. Еще в начале года специалисты из Великобритании, Ирландии и Китая изучили сохранившиеся в ископаемых перьях динозавров и птиц конфуциусорнисов клеточные органеллы – меланосомы. Скелеты с сохранившимся оперением были найдены на востоке Китая, в провинции Ляонин, в слоях возрастом 120-125 миллионов лет (аптский век раннего мела). Палеонтологи установили, что обнаруженные ими меланосомы отвечали за формирование черной и рыже-коричневой окраски оперения. Таким образом, выяснилось, что небольшой динозавр Sinosauropteryx prima из семейства компсогнатусов (Compsognathidae) был покрыт рыжеватой «шерстью» (на самом деле похожими на шерсть примитивными перьями), а на его хвосте, похожем на хвосты современных лемуров, чередовались темные (скорее всего тоже рыжие) и белые полоски. Другой птицеподобный динозавр - синорнитозавр (Sinornithosaurus), имел более сложную окраску – его перья были покрыты узором черных и рыжих пятен и полос. А на перьях птиц Confuciusornis присутствовали пятна и полосы белого, черного и оранжевого цветов.

Sinosauropteryx prima

Всего лишь через месяц после этого исследования другие авторы опубликовали работу, посвященную окраске оперения небольшого птицеподобного динозавра Anchiornis huxleyi, жившего на территории современного Китая в позднем юрском периоде 155-160 миллионов лет назад. Палеонтологи из Йельского университета, также на основании изучения меланосом, остатки которых сохранились в окаменевшем оперении, пришли к выводу, что голова, шея и туловище анхиорниса были окрашены в серый цвет, такую же окраску имели передние перья в хохолке на голове динозавра. Все остальные перьях этого хохолка имели яркую красно-рыжую окраску. Красные точки – крапинки украшали голову и шею. Хвост и спина были черными, а на всех четырех крыльях динозавра чередовались черно-серые и белые полосы. На сегодняшний день это самая подробная схема окраски вымершего животного, восстановленная палеонтологами.

Inkayasu paracasensis

Те же палеонтологи чуть позже восстановили окраску пингвина – жившего значительно позже динозавров, но тоже вымершего. Окаменевшие кости и перья пингвина Inkayasu paracasensis, жившего 36 миллионов лет назад, были найдены в Перу. Оказалось, что Inkayasu paracasensis не был черно-белым, как современные пингвины, его оперение было серым с красно-коричневыми участками. Кроме того, у современных пингвинов меланосомы отличаются от аналогичных органелл летающих птиц и упакованы в клетках особым образом – они укрепляют перья и помогают пингвинам плавать на большей глубине и с большей скоростью. У Inkayasu paracasensis подобных адаптаций еще не было, его меланосомы были практически идентичны меланосомам летающих птиц.

А уже осенью палеонтологи выяснили, как была окрашена водоросль Solenopora jurassica, жившая в юрском периоде. Видимо, при жизни, так же как и в окаменевшем состоянии, водоросль имела красно-розовую окраску. За такую окраску отвечал пигмент на основе бора и органических соединений, в основном эфирных кислот, содержавшийся в специальных органеллах "боролитохромах" (borolithochromes), как назвали их авторы исследования. Подобные насыщенные бором органические соединения не могли образоваться никаким иным путем, кроме как в клетках живой водоросли.

Еще одним направлением палеонтологических исследований, изменивших в 2010 году наше представление о прошлом и о настоящем, стало изучение ДНК вымерших представителей рода Homo. Специалисты из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) под руководством Сванте Паабо (Svante Pääbo) смогли выделить из ископаемых костей ДНК неандертальцев и расшифровать геном этих ближайших родственников современного человека. Сравнение полученных результатов с геномом современных людей показало, что «все мы немного неандертальцы» - то есть, в геноме современного человека содержится от 1% до 4% ДНК неандертальцев. Отсутствуют следы неандертальского ДНК только у коренных жителей центральной и южной Африки.

зуб и раскопки в пещере Денисова

Те же исследователи, выделяя ДНК из костей неандертальцев, найденных в пещере Денисова на Алтае, на территории России, заметили, что митохондриальная ДНК, полученная из маленькой фаланги пальца, явно отличается от аналогичной ДНК неандертальцев и сапиенсов. Так был открыт новый тип древних людей, живших одновременно с неандертальцами. Этих людей пока решено называть «денисовцами», а вот видовое название авторы открытия присваивать им не спешат и вот почему. Выделив последовательность генов из ядерной ДНК «денисовцев» и сравнив ее с ядерной ДНК современных людей, ученые пришли к выводу, что и этот вымерший тип людей оставил свой след в геноме современного человека. Правда, эти следы обнаружены не у всех современных людей, а только у меланезийцев и жителей Папуа-Новой Гвинеи. Так что, если выводы Паабо и его коллег верны, получается, что Homo sapiens, неандертальцы и «денисовцы» относятся не к разным видам, а всего лишь к разным подвидам или расам, они могли свободно скрещиваться между собой и их потомки могли иметь детей, передавая в будущее смешанные гены.

Довольно много новостей в прошедшем году были связаны с двумя очень популярными динозаврами – велоцираптором и тираннозавром, а также их родственниками. Американские и китайские палеонтологи обнаружили челюсть травоядного динозавра протоцератопса с четкими отпечатками зубов велоцираптора. Так была поставлена точка в давнем споре о том, питались ли велоцирапторы протоцератопсами или нет. Еще 40 лет назад советские палеонтологи раскопали в пустыне Гоби скелеты велоцираптора и протоцератопса, сцепившихся и одновременно погибших в схватке. Но некоторые палеонтологи считали, что на самом деле скелеты оказались сцеплены случайно, их соединила река и никакой битвы динозавров на самом деле не было. Но находка челюсти со следами зубов хищника подтверждает старую теорию и свидетельствует о том, что первая интерпретация сцепленных скелетов была верной.

Balaur bondoc

В прошедшем году велоцираптор обзавелся и несколькими новыми родственниками. В Китае, в провинции Внутренняя Монголия был найден скелет динозавра, названного Linheraptor exquisitus. Он жил в позднемеловую эпоху, 75-85 миллионов лет назад. Череп линхераптора был около 20 сантиметров в длину и очень напоминал череп велоцираптора, но специалисты заметили между ними ряд отличий.

А в Румынии нашли кости более крупного и мощного динозавра, получившего имя Balaur bondoc – он также приходится родственником велоцираптору.

Новые родственники появились в прошедшем году и у тираннозавра. Так, американские палеонтологи описали новый вид динозавров, принадлежащий к семейству тираннозаврид (Tyrannosauridae). Этот динозавр получил название Bistahieversor sealeyi. Он жил на юго-западе североамериканского континента 74-75 миллионов лет назад в меловом периоде, за 10 миллионов лет до тираннозавра.

коготь Kileskus aristotocus

Но если находки тираннозаврид в Северной Америке – дело в общем-то обычное, то обнаружение их костей в Австралии и на территории России действительно может считаться новостью. В Австралии кости тираннозаврида (бедренную кость и часть тазобедренного сустава) нашли на территории штата Виктория, неподалеку от Мельбурна в отложениях возрастом 110 миллионов лет (конец раннего мела, альбский век).

Кости значительно более древнего тираннозаврида нашли в России, в Березовском карьере в Красноярском крае, около города Шарыпово. Сами окаменелости были найдены несколько лет назад, но в 2010 году в "Трудах Зоологического института РАН" (Proceedings of the Zoological Institute) вышла статья, посвященная описанию этого динозавра. Он получил имя Kileskus aristotocus. Килеск жил в батском веке средней юры, 165-167 миллионов лет назад, длина его черепа оценивается в 50-60 сантиметров, а общая длина животного могла достигать 5-6 метров. Это один из самых древних известных на сегодняшний день представителей тираннозаврид или, как их часто называют журналисты, «предков тираннозавров».

логотип Аммонит.ру

В конце обзора, как обычно, несколько слов о палеонтологическом сайте "Аммонит.ру" и его развитии в 2010 году. Этот год был временем очень быстрого роста сайта. Если в конце декабря 2009 года на «Аммоните» было размещено порядка 650 фотографий, то на конец декабря 2010 года их число превысило семь тысяч. Число комментариев выросло еще значительнее – с примерно 700 до 17 000. За год на сайте были опубликованы 124 новости. Выросла и посещаемость сайта – если в декабре 2008 года на «Аммонит.ру» в день заходили в среднем около 200 уникальных посетителей, то год назад, в декабре 2009 это число увеличилось до 400-500, а уже в декабре 2010 года в среднем в день на «Аммоните» успевало побывать 800-1000 посетителей.

Такой рост стал возможен только благодаря активным пользователям сайта. Именно пользователи сайта, размещавшие фотографии и публикации, комментировавшие и обсуждавшие их, помогли «Аммониту» из небольшого ресурса, превратиться в крупный палеонтологический портал, один из самых больших и заметных палеонтологических сайтов в русскоязычной части Интернета.

Так что в завершении обзора я хочу сказать спасибо всем участникам нашего палеонтологического сообщества, всем, кто своими фотографиями, публикациями, комментариями и советами помогал сделать «Аммонит.ру» еще более интересным!

Александр Мироненко,