КИСЛОВОДСКИЙ ДИНОЗАВР

Автор: barsik

Кисловодский динозавр

Художник - Шеханов Михаил (dinoved).

Ранее влажное туманное утро, нижний отдел мелового периода 125 миллионов лет назад. Северный берег громадного древнего океана Тетис. Еще вчера здесь бушевал мощный шторм и громадные волны выбросили на берег крупные раковины головоногих моллюсков - аммонитов. Сейчас они лежат у кромки воды, слегка занесенные песком и покрытые водорослями. Что-то помешало этим моллюскам уйти на глубину перед непогодой, и мощные волны оставили их на берегу. Сильный ветер во время шторма наделал много бед и на суше, вся прибрежная полоса усыпана поваленными стволами и ветками растений. В основном это голосеменные и хвощи, но уже кое-где появились первые представители цветковых.
Сегодня море спокойно, волны тихо накатываются на пляж, по которому не спеша движется крупный динозавр. Это вожак стада, его вес около 5 тонн и мощные задние трехпалые лапы глубоко погружаются во влажный берег, оставляя четкие следы. Днем яркое солнце подсушит эти отпечатки, и они немного затвердеют. Случайная крупная волна, накатив на берег, накроет следы новым слоем влажного песка, затем, позже во время очередной трансгрессии океана, пляж уйдет на дно, и превратится в плотную твердую породу. Уже потом, через многие миллионы лет мы увидим эту удивительную посылку с оставленными следами из прошлого на территории города Кисловодска.
Еще до рассвета вожак решил пройтись и осмотреться. Крупным животным нужно много корма, поэтому игуанодонам приходится, чуть ли не каждый день кочевать в поисках сочной зелени. Вот и сегодня с восходом солнца придется двинуться в путь. А пока ничего не нарушает утренний покой и динозавры спокойно отдыхают вдали на песке.
Игуанодон заметил какое-то движение и резко повернулся влево. При всех своих габаритах, крупный зверь в сложных ситуациях двигается молниеносно, но опасности не было – над кромкой воды порхала крупная бабочка с красивым «глазчатым» рисунком на крыльях. Интересно, что при всей схожести с настоящими современными бабочками над морем порхает представитель совершенно другого отряда Neuroptera (Сетчатокрылые). В мезозое этот отряд был представлен своеобразными бабочкоподобными формами, которых объединяют в семейство Kalligrammatidae. Крылатая красавица на картине как раз и принадлежит к числу каллиграмматид. Они были равнодушны к цветам. Тщательное исследование ротового аппарата этих насекомых показало наличие небольшого хоботка и остатков пыльцевых зерен хвойных растений. Вероятно, они использовали свой хоботок для того, чтобы пить сахаристые выделения из стробилов (шишек) голосеменных растений, и одновременно были их опылителями.
Самых первых каллиграмматид нашли в начале XX века в верхнеюрских отложениях Европы. Но эти ранние находки ограничивались лишь отдельными крыльями. Первую целую каллиграмматиду удалось обнаружить в 60-е годы прошлого века в отложениях верхней юры на юге Казахстана. Она получила название Meioneurites spectabilis. Сейчас этот образец находится в экспозиции Палеонтологического музея в Москве.
Удивительный исчезнувший мир древней земли, от величия которого остались лишь бледные тени и следы. Как раз самым настоящим следам Кисловодского динозавра и будет посвящена эта небольшая публикация, вернее - первая её часть. Автор картины в заставке - замечательный художник - Шеханов Михаил (dinoved). Михаил уже давно и серьезно проникся духом Северного Кавказа и с легкостью разбирается в прошлом этой замечательной горной страны.
Прежде чем коснуться вопроса самого существования динозавров на территории современного парка «Кисловодский», можно рассмотреть, хотя бы в общих чертах палеогеографическую обстановку далекого геологического прошлого региона.
Геологическая история Кавказа достаточно сложна и неразрывно связана с общей историей возникновения и распада древних суперконтинентов на поверхности планеты. Чтобы не очень далеко уходить в прошлое, начать можно с довольно знакового события для всего региона – распада Гондваны.
В начале юры (юрский период 199 - 145 млн. лет) от Гондваны откололись разнородные блоки, которые впоследствии сложились в Закавказский массив. Далее, в том же юрском периоде, настал черед распада уже самой Гондваны. Этот суперматерик начал раскалываться на Южную Америку, Африку с Аравией, Антарктиду и Индию. Разделение Южной Америки и Африки вместе с Аравией привело к нарастанию океанической литосферы между ними, и наступил очень важный момент для истории образования Кавказа - начало сокращению расстояния между Африкой и Евразией и, как следствие, океан Тетис начал уменьшаться в размерах.
Океаническая кора океана Тетис стала усиленно уходить под южный край Скифской плиты. Уходя вниз, она плавилась в верхних слоях магмы, и избыток расплавленного вещества поднимался и прорывался вверх. Это было началом образования островной вулканической дуги, которая появилась из-за ослабления литосферы в зоне субдукции, поддвига, и прорывом магмы к поверхности с образованием вулканов. Островная дуга отделяла от северной окраины океана Тетис вновь образовавшееся краевое море. Море было шириной около 300 км и вытянутое почти на 2000 км с запада на восток. Так впервые образовался Большекавказский бассейн.
В начале следующего мелового периода (145 - 65 млн. лет назад) вулканическую дугу ждала новая трансформация. Произошло растяжение коры в тылу дуг, т.е. плита Большекавказского бассейна начала уходить под евроазиатский континент, что привело к образованию глубоководной впадины Южного Каспия с океанической корой. Западнее, же кора утончилась и появился обширный Пра-черноморский бассейн.
Таким образом, к раннемеловому времени регион современных КМВ, включая город Кисловодск и его окрестности, представлял из себя морской бассейн с вулканической дугой из достаточно крупных и малых островов, которые отделяли северную окраину океана Тетис от протяженного, но узкого задугового моря. Близкое скопление участков суши могло сформировать мелководные участки моря, лагуны, заливы и пр. Все эти особенности рельефа вместе с прибрежным теплым мягким климатом и обильным терригенным сносом сказались на формировании мощных и разнообразных юрских и меловых осадочных слоев, которые имели в своем основании уже вполне сформировавшуюся скифскую плиту.
Современное расположение города Кисловодска - это наиболее пониженная часть Скалистого хребта, которая представлена платообразной поверхностью, примыкающей на севере к подножию Боргустанского хребта, сильно расчлененная долинами рек и балок. В образовании эрозионного рельефа г. Кисловодска принимали участие, главным образом, породы мелового периода. Под свитой верхнемеловых отложений лежит мощная толща нижнемеловых пород, которая состоит преимущественно из мелкозернистых песчаников, перемежающихся прослоями из известняков и мергелей (фото ниже).

Одна из плит этого известняка, отколовшаяся от уступа, хранит на своей поверхности уникальный палеонтологический артефакт – фрагмент цепочки следов динозавра. На сегодняшний день достаточно четко сохранились три отпечатка задних лап, принадлежащих игуанодону - растительноядному представителю ископаемого класса пресмыкающихся. Геологический памятник, имеющий возраст более 100 млн. лет, является единственным на территории Российской Федерации, и, несомненно, нуждается в тщательном обследовании с применением современных неразрушающих методов. Сохранение этого объекта для будущих поколений, так же является вопросом, требующим всестороннего исследования и обсуждения.
Вопрос по определению стратиграфической привязки слоя со следами динозавра в первом приближении решается уже самим наличием отпечатков лап и, естественно можно предположить, что геологическое время образования слоя можно связать с периодом существования этих растительноядных ящеров. Согласно современным данным, птицетазовые пресмыкающиеся этого вида жили на нашей планете 140-120 млн. лет назад в раннемеловое время, что захватывает почти все ярусы нижнемеловой системы от валанжина до апта.
Плита со следами динозавра находится в долине реки Ольховка у подножья скальной стенки, высотой 12-14м. Месторасположение этого уникального палеонтологического артефакта совпало с режимной территорией городского «Водоканала», что с одной стороны благоприятно сказалось на сохранности объекта, с другой – сильно осложнило доступ к отпечаткам следов даже специалистам-палеонтологам. На сегодняшний день стараниями сотрудников «Водоканала» над плитой устроена прочная металлическая беседка.

Фото С.В.Наугольных

История уникальной находки берет свое начало в прошлом веке. В 1987 году один из сотрудников «Водоканала» обратился в Кисловодский краеведческий музей «Крепость» с новостью, что на территории предприятия в ущелье реки Ольховая у подножья скальной стенки обнаружена каменная плита, на которой четко просматриваются крупные трехпальцевые отпечатки. На место находки отправились палеонтологи и археологи, которые определили, что наследивший ящер был игуанодоном, жил он в раннемеловом периоде, передвигался на задних лапах и питался исключительно растительной пищей.
Объект достаточно известный в городе и материал о следах периодически появляется в местной прессе. Краеведы и общественные деятели обсуждают различные вопросы сохранения памятника или открытие доступа к нему. Неоднократно поднимались вопросы и о переносе объекта в музей Кисловодска, но пока это все не выходит за рамки предложений и намерений. Наиболее значимая информация на сегодняшний день представлена С. В. Наугольных в журнале «Природа» №4 2010 г., где опубликована работа «На поиски меловых палеопочв, или по следам игуанодона». Сергей Владимирович любезно предоставил для публикации фотографию плиты, за что ему отдельная благодарность!
В апреле – августе 2018 г. и июне-июле 2019 г. группа исследователей Северо-Кавказского федерального университета, получив доступ к плите со следами динозавра, провела её обследование, а также прилегающей к ней территории методами геофизики и геохимии. Результаты работы обсуждались на Всероссийской научно-технической конференции «Современные проблемы геологии, геофизики и геоэкологии Северного Кавказа» (10-12 октября 2019 г., г. Ессентуки) и Международная геолого-геофизическая коференция «ГеоЕвразия-2020» (3-6 февраля 2020 г). Возможно, часть результатов, касающихся палеонтологии будет в будущем представлена и здесь на сайте. Что касается самого следа, было установлено следующее:
Следы трехпалые (их длина в среднем составляет 40 см при ширине 34—35 см), сам след заглублен относительно поверхности плиты в среднем на 5-7см. Эти показатели «рельефости» следа, как раз говорят о пластичности породы. Во время движения динозавра, слой не прошёл полный цикл литификации (процесс превращения рыхлых осадков в твёрдые горные породы) и верхняя часть была влажной и достаточно мягкой. Об этом говорят валики выдавливания высотой 3.5 - 4.5 см, которые образовались по краям каждого следа. С другой стороны нижние слои породы должны были быть уже достаточно прочными, что бы выдержать вес животного в несколько тонн и не дать ему провалиться и увязнуть по самое брюхо.
В нижнемеловых отложениях Англии еще в XIX веке были обнаружены следы, практически идентичные кисловодским и принадлежавшие игуанодону, поэтому сейчас это рабочая версия и принято считать, что тогда, в нижнемеловом времени, по парку Кисловодска ходил именно игуанодон.
Игуанодоны (Iguanodon) - род вымерших пресмыкающихся отряда птицетазовых динозавров (орнитопод), широко расселившихся в первой половине мелового периода в Западной Европе, Северной Африке и Центральной Азии. Игуанодоны были стадными растительноядными динозаврами. Исходя из этого, уже сразу можно сказать, что на территории сегодняшнего города в начале мелового периода на побережье и островах широко были распространены мощные лесные заросли, перемежающие открытыми полянами. Растения нужны были для питания множества рептилий весом в несколько тонн, а открытые пространства для более комфортного перемещения стада динозавров с особями до 10 метров в длину.
Кроме исследования плиты, был произведен осмотр местности и в итоге удалость обнаружить несколько новых необычных признаков жизни далекого прошлого.
На фотографии ниже предполагаемый след задней лапы игуанодона. В верхнем правом углу для сравнения обувь взрослого человека.

Длинна следа примерно 40-42см, ширина 35-36см, и здесь на фото в этом ракурсе хорошо видно валик выдавливания справа от отпечатка. И по размеру следа, и по составу породы совпадение полное, поэтому существует очень большая вероятность, что при расчистке дернового слоя могут открыться и другие отпечатки следовой дорожки.
Кроме этой находки было обнаружено еще несколько, но здесь нужно сохранить разумный баланс воображения и восприятия реального рельефа поверхности слоя.
Но все же некоторые особенности этого рельефа явно выделяются из общей картины. На четырех снимках ниже показаны борозды или царапины, которым мы так и не нашли объяснения.

Видно, что это не трещины, а какое-то механическое воздействие на поверхность породы. У каждой царапины или борозды есть начало и конец. На последнем снимке хорошо видно, как что-то сначала оставило легкий след, потом заглубление и в конце опять выход с легким следом. Общая длинна царапины примерно 2м.
Первая версия это, конечно, связанная с игуанодоном – если он здесь ходил и ел зелень, то вполне возможно, пастью обламывал крупные ветви с листвой и, мотая головой, мог оставить такие крупные царапины этими самыми концами обломанных веток. Но потом пришлось отказаться от этого предположения. Если следы динозавра рядом есть, то для растений нужен мягкий грунт, которого рядом не было. Так что с ветками пришлось расстаться.
Вторая версия – хвост игуанодона. Хвост не всегда мог волочиться по земле, а висеть в воздухе, как на заставке. Но иногда этот хвост мог касаться мягкой сырой породы и оставлять такие следы. Потом эти борозды окаменевали, как и следы от лап. Это рабочая версия, но здесь нужно разбираться с анатомическим строением кожи на хвосте. Был ли киль, может ороговевшие наросты или что другое.
Ну и третья, это то, что кроме игуанодона, здесь могли ходить и следить кто угодно. Даже те же Орнитохирecы (Ornithocheirus) – птерозавры из подотряда Птеродактилей могли когтями на лапах или крыльях при взлете или приземлении зацепить сырую породу.
Но тут опять, нужно найти неопровержимые доказательства, потому что причина возникновения этих полос и борозд может оказаться совсем не связанна с ископаемой фауной.
Так что работы предстоит еще много и много интересного еще может появиться в результате собранного материала.

Северный Кавказ. Кисловодск. 2020 год.
В работе использованы фото С.В. Наугольных и группы исследователей СКФУ.

Ключевые слова (тэги): динозавры, Кисловодск, игуанодон, Северный Кавказ

Публикация создана 31 мая 2020 года

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364820">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364820</a>

Класс! Хочется сказать Ура! Спасибо Вам большое за замечательный труд! И за рисунки ,авторам, и фото!!!
Сначала подумала: что динозаврам растительноядным делать на берегу моря, а потом вспомнила! под Евпаторией, в селах,в Молочном,Заозерном, коровы обожают ходить по берегу моря и лежать на песке. Там на берегу песок - а глины уже метрах в ста от моря, те, целебные:)) Если бы пастухи их не угоняли - коровы бы составили серьезную конкуренцию отдыхающим:))
Игуанодоны, наверное, выброшенные морем водоросли подъедали, витаминов набирались:))

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 08:51:00
отредактирован 31 мая 2020 года в 09:11:03

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364822">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364822</a>

Татьяна Анатольевна, и Вам спасибо за добрые слова!
Это коллективный труд, мне нужно было собрать все под общей публикацией. Насчет коров и динозавров на берегу моря – мы с Михаилом долго обсуждали сюжет и повторюсь, что здесь, конечно, есть некоторые допущения. Растения и животные раннемелового периода «стянуты» в пространство одного листа. Так более наглядно и просто интересно. В реальной жизни они, возможно, были разделены и в пространстве и немного во времени.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:17:47

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364841">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364841</a>

Несколько раз доводилось видеть, как коровы, гуляя по берегу, еще и пьют морскую воду. Непростые звери)

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 11:31:21

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364945">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364945</a>

Кстати, коровы очень любят ходить по высохшему глинистому дну лиманов и слизывать у кромки воды кристаллы соли. На Керченском полуострове видел полувысохший лиман, который весь был в "окаменевших" следах коров.

Может быть, это был не морской берег, а лиман, и динозавры там соль искали? Потом лиман могло резко затопить морем и занести осадками вместе со следами. На пляжах условия для сохранения следов по-моему не так благоприятны, как в случае лимана.
Интересная публикация!

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 14:29:12

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364947">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364947</a>

У нас прямо отдельная "коровья " ветка в обсуждениях пошла.
А насчет соли и динозавров- не знаю.
У коров то теплая и соленая кровь - а у динозавров вроде другая, не очень теплая?

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 14:46:13

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364960">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364960</a>

Теперь говорят, что теплая, у меловых и огромных:))
Ноэтонеточно!!! :))

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 15:33:22
отредактирован 1 июня 2020 года в 15:33:48

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364964">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364964</a>

Не знаю насчет теплоты крови, но игуанодон был растительнояден, а все современные травоядные нуждаются в дополнительных источниках соли и порою очень активно ее ищут. Потому я и сравниваю с коровами. Я даже, пожалуй, уверен, что растительноядные динозавры должны были искать соль.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 15:47:07
отредактирован 2 июня 2020 года в 13:59:14

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364973">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364973</a>

Ну насчет соли для коров и овец - это у нас дома в базах в деревянных ящиках крупные куски для них лежат. Лизунец - крупнокристаллическая.
Я. просто в литературе насчет соли и динозавров ничего не встречал. Много еще зависит от географического положения и минерализации источников питьевой воды. В горах талая вода почти дистилированная, так что там у животных дефитцит.
А вот нижнее течение Дона или Волги - там солей в воде завались. Ванны и унитазы все желтые и в кальциевом налете.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 18:01:23

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364999">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364999</a>

Ну, кальциевый налет - это еще не точный индикатор количества поваренной соли в воде. Конечно, корелляция должна быть - более жесткая вода больше успевает набрать из пород и поваренной соли... Но мне все равно кажется, что реки не способны полностью утолить потребность животных в соли: соль нужна для постоянного производства соляной кислоты для желудка, выводится с потом, случайными кровопотерями и т. д.
Не знаю, потели ли какие-нибудь динозавры, но соляную кислоту им наверняка нужно было производить, и потери крови от ран тоже были.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 22:42:16

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#365012">http://ammonit.ru/text/2538.htm#365012</a>

Конечно, кальциевый налет это обычно показатель общей минерализации воды. Я к тому, что реки разные по солям.
Прошелся по интернету- было у динозавров сердце четырехкамерное, давление крови приличное, кровь разная и теплая и холодная, а вот что бы соль лизали- не нашел.
Это не значит, что соль им не нужна была, если Вам попадется информация по этому вопросу, думаю не мне одному будет интересно.

Комментарий создан 2 июня 2020 года в 08:56:44

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390831">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390831</a>

Даже лосям дают:))

Комментарий создан 23 октября 2021 года в 07:46:33

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390867">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390867</a>

Ну да, лоси - это все же к коровам.

Комментарий создан 23 октября 2021 года в 22:32:55

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364821">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364821</a>

Хорошая публикация, материал интересный. Хорошо будет если эта плита окажется в музее Кисловодска, для лучшей сохранности.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:07:11

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364823">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364823</a>

Да. состояние плиты- это проблема №1, но тут есть несколько вопросов. Возможно, во второй части будет более подробная информация.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:20:01
отредактирован 31 мая 2020 года в 09:37:31

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364827">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364827</a>

Заинтриговали!!! Смотрела фильм BBC, кажется, они нашли следы, где хищные динозавры, как птицы, лапами с когтями отгребали назад грунт. Как петухи сейчас делают перед дракой:))) Последняя фраза - это уже мой вывод, они этого не говорили:))

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:28:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364831">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364831</a>

А почему нет!
Эти царапины у нас так и не нашли объяснения. Может придется их разделить на длинные и короткие.
Вот короткие и могли быть "царапками" самцов перед боем.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:40:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364833">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364833</a>

Ага, короткие - прямо коготь-коготь:))
Подняли нам с утра настроение!!! Огромное спасибо!!!
Я выросла в сельской местности - и сделала вывод, что петухи так делают по любому волнующему их поводу. Даже угрожая людям, например, чтобы не приближались:))

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:41:42
отредактирован 31 мая 2020 года в 09:44:54

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364834">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364834</a>

Нужно будет поискать этот фильм.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:43:40

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364835">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364835</a>

Вот, мой любимый сайт с док.фильмами. Там целая рубрика про динозавров:)) Выбирала, не глядя:))
Но, надо сказать, в фильме динозавры там конкретно так порылись, не одиночными гребками...
Не обмануть-бы, может, не на этом сайте фильм видела?!

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:46:33
отредактирован 31 мая 2020 года в 09:52:35

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364836">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364836</a>

А игуанодон - он то действительно птицетазовый динозавр!
Может и передал свой характер сегодняшним курам.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:51:54
отредактирован 31 мая 2020 года в 09:52:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364837">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364837</a>

Грешна, люблю мультик "Поезд динозавров". Палеонтолог там сказал, что те птицы, что сейчас умеют ходить (голуби, например), произошли от динозавров, что ходили. А воробьи, например, они ходить не умеют, только прыжками передвигаются - их предки так же делали. Вспомнила, что стрижи на земле погибают, взлететь не могут и нас учили их подкидывать в воздух и они летят! От кого произошли стрижи - от летающих динозавров?
Я себя ощутила как пес, что писал дневник, в мультике, "много думал"...

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:59:24

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364828">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364828</a>

Отлично! Не знал раньше, спасибо, что обогатили разум!

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:29:26

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364832">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364832</a>

Мы и сами узнали очень много нового.

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 09:41:03

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364838">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364838</a>

Как у меня Фото, только большие :)

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 10:41:35

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364903">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364903</a>

спасибо Михаил интересная и поучительная публикация ,и отдельная спасибо Шеханову замечательно окунул наверное всех нижнемеловые пейзажи Кисловодска

Комментарий создан 31 мая 2020 года в 23:56:57

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364922">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364922</a>

Да, Михаил -мастер своего дела. Он древний Кавказ знает как свои пять пальцев.
Главное- понимает кого и как надо рисовать.
Байосс-аален -мел, надо для него что-то подревнее поискать.
У нас по. Большому Зеленчуку - карбоновые джунгли росли.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 10:36:43

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364921">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364921</a>

Ну так пока до Кисловодска дошли - подросли!

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 10:31:50

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364919">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364919</a>

Большое спасибо за публикацию, очень интересно получилось!
А царапины, на мой взгляд, появились уже на камнях, значительно позже эпохи динозавров. У них слишком ровные, местами отвесные края. Если бы они были сделаны на илистом грунте, одновременно со следами завров, то они были заплывшими, сглаженными. Я думаю, что это сейчас слои с царапинами лежат на поверхности, а раньше они были перекрыты другими слоями. И во время горообразования эти слои смещались относительно друг друга и какие-то камешки, конкреции из верхнего слоя, процарапывали нижний.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 09:58:00
отредактирован 1 июня 2020 года в 09:58:38

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364924">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364924</a>

Спасибо за отзыв!

Насчет царапин - тут много вопросов. Во-первых они разные и по длинне и по глубине. Т.е. их уже наверное надо делить. Во вторых - Вы правильно сказали про оплывание краев, а тут они прямо"свежие". И в-третьих рядом нет никаких следов. Или кто-то летающий или не фауна.
Но тут еще интенсивное выветривание и разрушение.
Интересен сам факт - в монолите породе вот такие нарушения.
Будем собирать информацию.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 10:43:51

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364935">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364935</a>

То, что они разные - не удивительно, камни или конкреции в вышележащем слое тоже ведь были разные - более и менее острые и более или менее прочные. И слои могли смещаться на разную длину - где-то немного съехать, а где-то многие метры ползти и царапать. Погуглите "Ледниковая штриховка" - ледники, когда ползут, царапают породу по которой движутся. Но в леднике много камней и песка, царапины получаются частыми, а в осадочных породах конкреций и других включений обычно не так много.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 11:31:46

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364937">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364937</a>

Насчет ледников. да, там даже галька имеет специфическую штриховку. Но тут ледники Кисловодску в мелу не грозили. Последнее оледенение остановилось где-то на линии Воронежа.
Тут вариант пдводных оползней - может и процарапать.
Все же вот длинная царапина -где две вставки, думаю нормального сохранения, а короткие глубокие - все же сильно видоизменены, и выветрились и подрастворились в глубину. Но чачало и конец - это показывает явную природу воздействия чего-то или кого-то на слой.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 11:47:38

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364941">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364941</a>

А почему все-таки не конкреции или иные включения из вышележащих пород?

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 13:27:54

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364943">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364943</a>

Абсолютно не против конкреций, но тогда почему все борозды почти одинакового размера 3-5 см. Все же если предположить наличие конкреций – то:
1. Если были разные диаметры камней (конкреций), то были бы разные размеры или профили царапин.
2. Логично постепенное заглубление конкреции и её застревание ( или как по русскому – застряла?) в конце борозды или хотя бы след от конкреции. А тут плавный заход и плавный выход.
3. Надо прочитать про сбросы и скольжения пластов.
4. Еще нужно почитать про последние оледенения - может ледники надвинулись с Большого Кавказа?
Так что ни в коем случае не отвергаю, нужно собрать больше информации. Размещал с целью - а вдруг это давно известные образования и дадут ссылку на статью и похожие фото.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 14:02:09

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364944">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364944</a>

Господа ! Это не состоявшийся небольшой оползень, т.е. трещины в свежем ещё грунте.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 14:24:01

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364946">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364946</a>

Дмитрий, короткие трещины на валуне где край ботинка - очень похоже. Начальные трещины разрыва еще неполностью затвердевшего слоя.
А вот длинная борозда с заходом и выходом - это уже что-то другое
Фото
Наверное все же их нужно разделять.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 14:42:48

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364959">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364959</a>

Может человек? Может мысль была ранее у кого отпилить-отделить плиту, но потом, что-то помешало или решили, что будет трудно очень, оставили всё как есть?
Спасибо за публикацию! +

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 15:32:47

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364974">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364974</a>

Точно не человек - это разбросанно по большой площади.
На техногенный процесс не похоже.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 18:03:20

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364969">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364969</a>

Хвост в расчёт брали ? Особенно где есть следы лап .

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 17:18:05

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364975">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364975</a>

Да, в публикаации об этом есть. Но связь со следами, как раз отсутствует.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 18:04:50

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#364981">http://ammonit.ru/text/2538.htm#364981</a>

Интересная публикация и сама находка неординарная!
Из Грузии нечто подобное показывали здесь, больше не припомню.

Комментарий создан 1 июня 2020 года в 18:39:10

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#365013">http://ammonit.ru/text/2538.htm#365013</a>

Спасибо, Роман за отзыв!
Да, в Закавказье и в Средней Азии есть следы, но после 91 года в России остались только в Кисловодске, думаю, найдут или уже нашли где-то еще.

Комментарий создан 2 июня 2020 года в 08:59:41

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#365316">http://ammonit.ru/text/2538.htm#365316</a>

Какой молодец! Далеко заплыл. Очень интересно.

Комментарий создан 8 июня 2020 года в 01:57:48

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#365332">http://ammonit.ru/text/2538.htm#365332</a>

Далеко заплыл? А у игуанодона был основной ареал?

Комментарий создан 8 июня 2020 года в 11:45:12

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390793">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390793</a>

Сумасотти! Как же здорово! Интересно все-таки разобраться с этими нарезками камня.

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 22:35:08

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390807">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390807</a>

Пока это так и осталось нерешенным.
Есть версии, но пока рабочие.

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 23:07:19

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390809">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390809</a>

Ну так поделитесь, пожалуйста с нами - это же жутко интересно!!!

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 23:14:47

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390812">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390812</a>

Ну из самых экзотических- это след хвоста акулы или клюва летающих ящеров во время охоты.

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 23:24:13

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390818">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390818</a>

На мой, непрофессиональный, взгляд - эта борозда не создана акульим хвостом. Не рассматривали версию о подгибании когтей лап на шаговом замахе? И черчении ими бороздок на поверхности? Сначала - центральным когтем, а потом - на выносе лапы и боковыми? Современные вараны по-моему так и чертят на песках?

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 23:35:40

<a href="http://ammonit.ru/text/2538.htm#390820">http://ammonit.ru/text/2538.htm#390820</a>

Вокруг этих царапин отсутствуют другие следы.
Лапы, когти на лапах... Все же должно было остаться что-то и от лап. Даже при разной твердости.
Я уже говорил - нужно сначала разделить эти борозды. Они очень разные. Сейчас этот проект заморожен, но может когда и вернемся.

Комментарий создан 22 октября 2021 года в 23:44:32