Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

| Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

| Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |

Путешествие по Северо-Западному Кавказу

Автор: GEODOK

Рубрика: Отчеты о поездках и экспедициях

В одной из публикаций я уже рассказывал об удивительном уголке нетронутой природы – хребте Нагой-Чук, отстоящем в стороне от туристических троп. В прошлом году мне удалось немного ознакомиться с его «содержимым», но я прекрасно понимал, что это капля в море. Его малоизведанные склоны не давали мне покоя на протяжении года, и вот, в середине июля мы с товарищами отправились в двухнедельное путешествие по Северо-Западному Кавказу. Помимо Нагой-Чука нам предстояло преодолеть более 150 км высокогорной местности, побывать в районе массивов Большого и Малого Тхача, в каньоне истока реки Уруштен и на хребте Мал. Бамбак. Маршрут был рассчитан так, что бы наука не «пострадала». Руководитель похода и по совместительству мой давний походный друг Сергей Ткач с пониманием отнесся к моей «каменной болезни» и рассчитал нить маршрута так, чтобы я мог максимально эффективно обследовать обнажения. Начиналось же наше путешествие с массива Лаго-Наки, частью которого и является хребет Нагой-Чук.

На рис. цифрами обозначено:
1-хребет Нагой-Чук;
2-приют "Тайвань" (слияние М. и Б. Сахрая);
3-массив Большого Тхача;
4-Чертовы Ворота;
5-каньон реки Додогачей;
6-обнажение рудного прослоя на хребте Малый Бамбак.

Подъем на альпийские вершины занял неполный, но очень насыщенный день. Успели, и поджариться на солнце, и помокнуть под дождем, и немного померзнуть. В высокогорье погода меняется очень быстро и порой довольно радикально.

Летом, в горах, погода бывает разная

Место для базового лагеря выбрали у подножия небольшого снежника, больше похожего на ледник. Его присутствие давало о себе знать: днем он «работал» огромным зеркалом, «поджаривая» наши физиономии, а ночью превращался в морозильник, замораживая все вокруг, в том числе наши палатки.

Ночью замерзало все - палатка в том числе

Хотя мне было выделено целых два дня (большая роскошь в условиях пеших переходов), прибыв на место, я не стал затягивать со сборами и с раннего утра, в компании своего друга и по совместительству «младшего научного сотрудника» Сергея Безух, отправился в дорогу. Исключив уже обследованные в прошлом году северные участки хребта, мы принялись за его «сердце» - центральную часть. Здесь было где разгуляться - в многочисленных карстовых провалах и трещинах обнажались позднеюрские известняки. Несмотря на изобилие естественных обнажений собирать «лопатой» ископаемые не очень-то получалось. Фоссилии сами в карман не прыгали, чтобы их найти, нужно было походить. На одной из россыпей нам наконец повезло. Первую находку сделал мой коллега, это оказалась неренея, вслед за ней стали попадаться и другие. Внимательно обследовав россыпь мы отправились дальше, в сторону каньона реки Цица. Издалека стал заметен провал, стены которого имели четко выраженную слоистость, стало любопытно и я прибавил шаг.

Коллювиальные россыпи - есть где поработать

В провале обнажился разрез слоев известяка

Оказалось, не зря он привлек мое внимание. В обнажении проглядывали слои переполненные остатками гастропод. В ход пошел молоток и зубило. Надо заметить, что выбивание раковин из весьма прочного известняка занятие тяжелое и требует железных нервов; один неверный удар – и образец испорчен. Тем не менее, «жертв» избежать не удалось, но все осколки были собраны и аккуратно упакованы.

Крупная неренея

Прослои с фауной

Неренея в разрезе

Показалась неренея

Среди типичных представителей неренид нам впервые попались очень крупные двустворки, которых я раньше здесь не встречал. Также удивила находка устьевой части раковины апорраиса огромных размеров. К сожалению этот образец я с собой не взял – впереди еще было много точек, а моя грузоподъемность все-таки ограничена.

Aporrhais

Кораллы нам тоже попались, а куда без них на коралловом рифе? В процессе ползания по известняковым «развалам» столкнулись «лицом к лицу» с хозяйкой горы – кавказской гадюкой. Она проявила нежелание с нами общаться и позировать перед объективом. На каждую попытку аккуратно развернуть рептилию ледорубом, та отвечала грозным шипением и броском в сторону обидчика. Пришлось довольствоваться тем, что успели отснять.

Колония кораллов

Кавказская гадюка

Результат обследования центральной части хребта меня вполне устроил. К имевшимся с прошлого года находкам добавились новые, ранее не встречавшиеся, двустворки и гастроподы. Так как удалось за один день провести «сканирование» склонов, было решено долго не засиживаться, и отправиться на следующий день дальше. Вечером мы всей компанией отправились на ближайшую высоту полюбоваться вечерними горами, сияющими в лучах заходящего солнца и сделать фотографии. На противоположном склоне заканчивали свою работу геофизики. Их палаточный лагерь стоял через увал от нашего. Ребята «прозванивали» пустоты - скоро здесь начнется строительство горнолыжного курорта. Так что, возможно, мы были последними, кому удалось побывать в еще нетронутых цивилизацией затерянных мирах хребта Нагой-Чук.

Геофизики заканчивают работу

Вечерние горы

На следующий день мы остановились в истоках реки Цица. Фации немного поменялись, в сухом русле правого истока реки Сергей Ткач нашел валун розового известняка с кораллами. Извлечь их возможности не было, поэтому пришлось довольствоваться фотографиями.

Валун с кораллами

Коралиты из валуна

Далее наш путь лежал в сторону Гузерипля, откуда предстояло добраться до Даховской, а затем до Новопрохладного. Из Новопрохладного, в сторону Большого Тхача, вела грунтовая дорога, по которой мы и добрались к месту до слияния Мал. И Бол. Сахрая. Здесь было решено остановиться на ночевку, что позволяло мне пройтись по речному аллювию с молотком. А поколотить было что – впервые я увидел красные триасовые известняки! В качестве лирического отступления замечу – это была моя давняя мечта, наконец-то осуществившаяся. По долине Сахрая раздался стук молотка, все «подозрительные» глыбы были стерты в пыль. «Младший научный сотрудник» увлекся так, что долгое время не желал отдавать молоток, внезапно оглохнув, он игнорировал мои просьбы. Результатом дробления породы стала небольшая коллекция брахиопод, в составе которых преобладали ринхонелиды, а также усеянные монотисами пелециподовые банки.

Информационный стенд в приюте "Тайвань" (слияние М. и Б. Сахрая)

Монотисы в ассортименте

Мшанка

Хорошо начало, а что же будет там, на Тхаче? От нафантазированного счастья голова шла кругом. На следующий день мы подобрались совсем близко к заветной цели. Палатки разбили на Княжеской поляне, на краю красивейшего цирка – еще день и мы будем на седловине, разделяющей Большой и Малый Тхачи. Там-то на больших осыпях будет где разгуляться!

На вершине

Спускаемся к седловине

День перехода пролетел как-то быстро, я стоял, всматриваясь в стены бастиона. Под ними неровным шлейфом «стекала» осыпь: «Завтра придется покувыркаться по «дышащим» камням», - проскочила мысль.

Большой Тхач целиком сложен триасовыми известняками

Со стороны осыпь выглядела вполне безобидно, но когда мы, с «младшим научным сотрудником» ступили на нее, камни под ногами ожили, заставляя нас каждый шаг обдумывать, словно в шахматах. Мои мечты о развалах фоссилий таяли на глазах - несмотря на большую площадь, содержание ископаемых раковин было смехотворно мало. Коллега, карабкающийся вслед за мной, начал недвусмысленно выражать недовольство таким безобразием. В душе я сним полностью был согласен, но виду не подавал. На середине подъема попались первые намеки на «жизнь». В глыбе известняка я заметил отпечатки раковин пелеципод и странные шары. По простоте душевной понадеялся, что это могут быть морские ежи, но детальный осмотр оставил больше вопросов, чем ответов. На ежей шары идеальной формы не тянули, а кто это мог быть, было не понятно. На всякий случай я отнес их к оолитовым образованиям.

Шарики

Добравшись до скалы мы стали траверсировать склон осыпи, очень внимательно всматриваясь в камни. За спиной раздался голос коллеги, призывающий вернуться немного назад. Неохотно я направился обратно. Сергей сидел верхом на камне; с укором глядя на меня, он параллельно указывал на него пальцем. Я догадался, что дал осечку. «Вскрытие» преподнесло приятный сюрприз – камень оказался пелециподовой банкой, просто нашпигованной монотисами. Пришлось «зависнуть» на добрый час. Сменяя друг друга, мы разнесли глыбу в пух и прах, явив на свет несколько целых образцов и кучу щебня. К сожалению плотные наслоения ядер раковин сыграли нам не на руку, скорее наоборот. Тем не менее, несколько образцов в относительно полной сохранности удалось добыть.

Вскрываю пелециподовую банку

Что ж, Большой Тхач поделился с нами своими богатствами, а впереди еще не одно триасовое обнажение, и даст бог, нам повезет и там.

Большой Тхач затягивается облачностью

Вид на Чертовы Ворота из-под Большого Тхача

На следующий день нам предстоял двадцатикилометровый переход к истокам реки Уруштен. Путь пролегал через Чертовы Ворота – перевал, между хребтом Аги-Ге одноименной горой. На перевале я обследовал обнажения; мне удалось отыскать пару брахиоподовых банок, из которых было извлечено более десятка небольших брахиопод.

Чертовы Ворота

Вечером мы добрались к каньону реки Додогачей. Спуск к нему шел по вырубленной в скале дороге. В массиве красного известняка то и дело проглядывали серые раковины брахиопод. Да что там, мы шли по брахиоподам! Не вытерпев, скинул рюкзак и принялся орудовать молотком. Мои товарищи с пониманием отнеслись к «обострению» и не стали меня поторапливать, благо мы практически пришли к месту ночевки.

Каньон реки Додогачей

Дорога, вырубленная в скале

Брахиоподы в массиве

Результатом вскрышных работ стала небольшая коллекция брахиопод и немного выровненная дорога. К сожалению график похода диктовал свои условия, мне был выделен только вечер под изыскания. Времени не много, но для ознакомления с разрезом и представлении о его фауне вполне хватило. На следующий день нас ждал хребет Малый Бамбак. Поднимаясь все выше по серпантину горной дороги я наблюдал как меняются фации. Красные известняки сменились темными аргиллитами, затем на смену им пришли прослои песчаником, а еще выше показались гравелиты. На водоразделе хребта мы остановились на поляне. В промоинах дороги показались новые отложения. То ли плотные глины, то ли аргиллиты, но интерес мой привлекли не они, а доставленный «младшим научным сотрудником» кусок обрудненного алевролита с остатками древесной растительности. Я отправился с ним на исследование территории. Дальнейшее изучение размытой колеи дороги позволило собрать неплохой материал. В числе отпечатков раковин пелеципод нам встретились две амоноидеи и один (как мне показалось) фрагмокон белемнита.

Первая находка аммоноидеи

"Младший научный сотрудник" на разрезе

Таблетка пентакринуса

Вторая находка аммоноидеи

Фрагмокон белемноидеи (?)

Рюкзак потяжелел еще на килограмм семь-восемь. Отрывать от земли его стало труднее, но жадность не позволяла выбросить лишний образец – не было у меня лишних! Так заканчивалось мое путешествие по Северо-Западному Кавказу. Материал собранный в походе пока лежит в шкафу, ждет своей очереди. Предстоит склеить образцы, попытаться дать им определение и, конечно же, сфотографировать.

Образцы ждут определения.
1-оксфордская фауна хр. Нагой-Чук;
2-глинистый сланец с остатками растительности (р. Сахрай);
3-норийская фауна р. Сахрай4
4-сборы с коллювиальноных отложений у подножия Большого Тхача;
4а-находка брахиоподы из базального слоя (Б. Тхач);
5-сборы брахиопод из отложений Чертовых Ворот;
6-брахиоподы каньона Додогачей;
7-сборы из обрудненного слоя хребта Мал. Бамбак.

P.S. Благодарю своих спутников по путешествию за теплую атмосферу и понимание.

Ключевые слова (тэги): аммониты, гастроподы, триас, юра, оксфорд, Ammonites, норий, Oxfordian, Jurassic, Triassic

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:

Публикация создана 27 июля 2012 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91375">http://ammonit.ru/text/609.htm#91375</a>

0.5

Интересное путешествие по красивым местам.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 13:35:58

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91380">http://ammonit.ru/text/609.htm#91380</a>

Спасибо, Александр.
Впечатлений много, пытаюсь пока адаптироваться к повседневной жизни. Горы быстро затягивают, но потом долго не отпускают.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 13:52:06

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91376">http://ammonit.ru/text/609.htm#91376</a>

Теперь понятно почему Вас так долго не было на сайте))) А "вторая находка аммоноидеи" - может наутилус?

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 13:38:51
отредактирован 27 июля 2012 года в 13:50:39

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91383">http://ammonit.ru/text/609.htm#91383</a>

Да, Тимофей, бродил по горам.
Вторая находка мне и самому показалась больше наутилоидом, надо будет повнимательней присмотреться.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 13:53:43

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91385">http://ammonit.ru/text/609.htm#91385</a>

Потрясающий репортаж! Горы как всегда восхитительны!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 13:56:39

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91388">http://ammonit.ru/text/609.htm#91388</a>

Спасибо, Дмитрий. Рад, что Вам понравилось.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 14:00:30

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91392">http://ammonit.ru/text/609.htm#91392</a>

Отличный отчет!Вы просто молодцы!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 14:03:30

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91393">http://ammonit.ru/text/609.htm#91393</a>

Спасибо, Юрий.
Жизнь дает счастливую возможность, грех не воспользоваться. Будет потом на пенсии о чем вспоминать :)

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 14:06:12

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91408">http://ammonit.ru/text/609.htm#91408</a>

Отличная поездка! Пейзажи гор просто обалденные!!!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 16:04:33

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91440">http://ammonit.ru/text/609.htm#91440</a>

Спасибо, Валентин.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 18:43:56

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91415">http://ammonit.ru/text/609.htm#91415</a>

Весь исхожУ белой завистью:отличная компания,восхитительные пейзажи,интересные находки(думаю и редкие есть). Поздравляю! Ждём подробностей в виде отпрепарированых образцов!!!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 16:16:38

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91441">http://ammonit.ru/text/609.htm#91441</a>

Спасибо, Вадим. Образцы в работе. Чуствую столкнусь с проблемой определения, по триасу инфы у меня маловато, особенно по брахиоподам.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 18:45:47

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91430">http://ammonit.ru/text/609.htm#91430</a>

Отличный отдых!
Спасибо за интересный рассказ!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 17:19:09

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91442">http://ammonit.ru/text/609.htm#91442</a>

Спасибо Вам, Михаил за отзыв. Когда долго ходишь по горам, возвращаться не хочется.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 18:46:56

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91435">http://ammonit.ru/text/609.htm#91435</a>

0.5

Удивительно красивые места Вы посетили! Некоторые фотографии здесь можно хоть на рабочий стол, хоть на стену вешать, очень красиво.

А насчет находок, Тимофей выше верно заметил, что "вторая аммоноидея" - это наутилоидея. И по очертаниям раковины и по форме перегородок это наутилус.

А "фрагмокон белемнита" - какой у него сифон? Удалось его извлечь? Было бы интересно на него посмотреть с торца. Для белемнита он слишком странный, может быть это аулакоцератид?

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 17:40:12

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91443">http://ammonit.ru/text/609.htm#91443</a>

Спасибо, Александр. По пейзажам я не мастер, горы сами по себе хороши. На счет наутилуса я согласен полностью.
Фрагмакон имеет сифон, его можно разглядеть и на этой фотографии (позже сделаю отдельные снимки), единственное что немного смущает - не типичное для оных слабое сужение. Возможно Вы правы, и это действительно аулакоцератид.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 18:54:41

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91573">http://ammonit.ru/text/609.htm#91573</a>

Да, вижу сифон вверху сбоку. Тут еще кроме сужения смущает размер камер, у аулакоцератид они как раз могут быть объемнее, чем у белемнитов.

Комментарий создан 29 июля 2012 года в 00:45:25

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91454">http://ammonit.ru/text/609.htm#91454</a>

Игорь, так вот где Вы пропадали ))))) отличный поход получился )))) ждем фотографий находок!

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 20:57:54

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91466">http://ammonit.ru/text/609.htm#91466</a>

Тяжело дело обстоит с определением. Лит-ры катастрофически не хватает. Буду выкладывать фотографии в ближайшее время.

Комментарий создан 27 июля 2012 года в 21:58:17

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91507">http://ammonit.ru/text/609.htm#91507</a>

0.5

В 80-е годы триасовые известняки Сахрая и Тхача изучались геологами Ростовского госуниверситета, кое-какая литература по этому делу есть в сети, а уж тем более в библиотеке нынешнего ЮФУ(Пушкарский Е.М.). Тогда же в Хамышках работала мастерская - резала красный известняк на облицовочную плитку. Один экземпляр дома есть. По Сахраю есть интересная балка, в ней "водятся" триасовые аммониты (напишу в личку). Был там в 1986, когда проверяли идею "Сахрайской астроблемы". Ну а само путешествие кайфовое даже без молотка. Хотя по себе знаю, как "руки чешутся" им поработать в таких походах:-)

Комментарий создан 28 июля 2012 года в 11:15:52

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91555">http://ammonit.ru/text/609.htm#91555</a>

0.5

прекрасный не тронутый цивилизацией уголок заповедник зверей и птиц суровые и тоже время милые места здорово.

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 28 июля 2012 года в 22:15:08

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#91610">http://ammonit.ru/text/609.htm#91610</a>

Согласен, Омар, лучше и не скажешь.

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 29 июля 2012 года в 14:39:37

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#92008">http://ammonit.ru/text/609.htm#92008</a>

Балка по Сахраю? Бжебс чтоли, я там встречал в красных известняках аммонитов и наутов?

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 31 июля 2012 года в 12:57:20

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#149320">http://ammonit.ru/text/609.htm#149320</a>

Знакомые места))) В 2004 году пересекались с показанным Вами. Запомнилось на всю жизнь))) Правда было не до палео... А жаль...
Прошли:
с. Никитино (Мостовской район) — хр. Малый Бамбак — г. Шапка — г. Сундуки — хр. Агиге — г. Чертовы Ворота — пер. Чертовы Ворота — г. Малый Тхач — пол. Шестакова — р. Куна — хр. Дудугуш — ур. Сосновое — б. Черная — р. Белая — хр. Инженерный — пер. Азишский — р. Курджипс — пер. Мезмай — б. Глубокая — р. Цица — г. Пшехо—Су — руч. Водопадистый — р. Пшехашха — оз. Хуко — г. Аутль — р. Псезуапсе — с. Марьино.

Комментарий создан 19 июля 2013 года в 15:10:34

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#149482">http://ammonit.ru/text/609.htm#149482</a>

Маршрут интересный и палеоматериала по пути предостаточно, если все собирать, то рюкзак к концу похода станет неподъемным ))

Комментарий создан 21 июля 2013 года в 11:08:24

<a href="http://ammonit.ru/text/609.htm#149643">http://ammonit.ru/text/609.htm#149643</a>

Это точно))) С учетом того, что по речке Цице мы шли впрод по каньону по пояс в воде, а с Фиштовой висяцей долины дюльфирялись с грузом по водопаду)))