Птерозавры (Pterosauria) - эти огромные летающие рептилии (размах крыльев некоторых из них мог достигать 18 метров) времен эпохи динозавров (свыше 65 миллионов лет назад) - на самом деле пользовались когда-то лихим аэродинамическим "трюком", который десятки миллионов лет спустя с успехом переизобрели наши самолетостроители. По крайней мере, так считают британские исследователи во главе с зоологом Мэтью Вилкайнсоном (Matthew Wilkinson) из группы изучения полетов животных Кембриджского университета (University of Cambridge).
Древние существа могли развертывать обширные мембраны-"предкрылки" впереди каждого своего крыла с тем, чтобы получать дополнительную подъемную силу, которая и позволяла им не только срываться с места вверх, но и совершать в конце полета аккуратную планирующую посадку, то есть наделяла их крылья "экстраординарными" аэродинамическими характеристиками, повышая подъемную силу каждого крыла на целых 30 процентов. Благодаря их сильным изгибам, можно вести также речь и о неожиданно высоких "углах атаки" (т.е. расположении крыльев по отношению к основному воздушному потоку, позволяющему выполнять очень смелые маневры). Создатели предыдущих моделей полетов птерозавров просто неправильно интерпретировали характер движения этих своеобразных рулей-элеронов, своего рода подобия самолетных "закрылков", считают британцы.
Группа Вилкайнсона изучила исключительно хорошо сохранившиеся птерозавровые окаменелости из формирования Сантана в Бразилии. Между их "плечами" и передними конечностями с чрезвычайно длинным наружным пальцем натянута кожная перепонка - крыло. Чтобы показать, как широкие "предкрылки" могли бы помочь птерозаврам царить в воздухе, Вилкайнсон построил масштабную модель из алюминия и нейлона и проверил ее аэродинамику в аэродинамической трубе (речь идет, в частности, о реконструкции птерозавра Anhanguera ("Старый Дьявол")).
Новое открытие поможет уладить споры в среде палеонтологов, не понимавших, как громоздкие мезозойские твари умудрялись получать больше подъемной силы, чем это кажется возможным, если исходить из размеров их крыльев. Специалисты ранее не в силах были объяснить, как эти существа (которых можно уподобить современным планерам) могли стартовать откуда-либо, кроме как с вершины утесов и других возвышенностей, и как они могли бы замедлиться перед приземлением, чтобы не биться насмерть при любом удобном случае. А ведь все окаменевшие останки птерозавров указывают на то, что древние летуны не имели никаких особых проблем ни с тем, ни с другим...
"Даже крупнейшие птерозавры, возможно, были способны стартовать, просто как следует расправив свои крылья в умеренный бриз, - говорит Вилкайнсон. - К тому же дополнительная подъемная сила позволяла им в воздухе перед посадкой плавно сбавлять скорость приблизительно до 15 %".
Оригинал новости: http://www.grani.ru/Society/Science/m.96544.html
13 октября 2005 года
Постоянный адрес новости: |
HTML-ссылка на новость: |
Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)