Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Аммониты под парусами - как палеонтологи представляли себе аммонитов в 19 веке

Автор: Alex

Рубрика: Палеонтологические публикации

На заре своего развития наука палеонтология еще не была служанкой геологии и нефтедобычи, а увлеченных окаменелостями людей в первую очередь интересовали сами древние животные - как они выглядели, кого ели, кто ел их и т.д. Но в те далекие времена даже исследователи еще очень мало знали не только об окаменелостях, но и о современной фауне. Поэтому первые реконструкции аммонитов в литературе появились еще до того, как ученые вообще разобрались, кто же такие эти аммониты.

По-видимому, первым изображением живого аммонита в литературе является вот этот рисунок:

Рисунок с сайта en.wikipedia.org, статья Duria Antiquior.


Эту картину нарисовал в 1830 году английский геолог и палеонтолог Генри де ла Беш (Henry De la Beche). Здесь изображен животный мир Дорсета (Великобритания) в юрском периоде. В основе рисунка - находки знаменитой Мэри Эннинг (Mary Anning). На этом рисунке не сложно заметить пустую раковину аммонита в левом нижнем углу, на дне моря, но вот реконструкцию живого аммонита здесь найдет далеко не каждый. Аммонит тут расположен в правой части этой батальной сцены, над спиной большого ихтиозавра, на поверхности воды. Видите лодочку голубого цвета под парусами? Вот это аммонит :) Почему он так выглядит я скажу чуть ниже.

Существует несколько вариаций на тему этой картины: литография Джорджа Шарфа (Georg Scharf), на которой аммонитов уже три и ее цветная уменьшенная версия, выполненная неизвестным мне автором.

Есть еще один вариант - рисунок, выполненный Робертом Фарреном (Robert Farren) в 1850 году (спустя 20 лет после появления первой картины):

Рисунок с сайта en.wikipedia.org, статья Duria Antiquior.


Здесь вы видите уже целую флотилию из идущих под парусами аммонитов, а несколько их пустых раковин валяются на дне.

Вот еще одна картина, которая лишь на год моложе первой. Она появилась в 1831 году в издании "Petrefacta Germaniae", ее автор все тот же Генри де ла Беш. Здесь аммониты-парусники (по-видимому Dactylioceras) видны во всех подробностях.

Реконструкция взята мной из статьи W.Etter (2015) Early ideas about fossil cephalopods. Swiss Journal of Palaeontology.


Я думаю всех уже давно мучает вопрос - откуда у этих аммонитов паруса? Они - от осьминогов-аргонавтов (надсемейство Argonautoidea), у которых на самом деле никаких парусов нет. Во времена Де ла Беша многие палеонтологи считали, что аммониты - это ближайшие родственники осьминогов-аргонавтов, самки которых строят себе красивые раковины, по форме напоминающие раковины некоторых аммонитов. На принципиальное отличие аргонавтовых раковин от аммонитов - полное отсутствие перегородок и сифона в раковинах аргонавтов - тогда почему-то не обращали внимания.

Но аргонавты живут в приповерхностном воды (так что по современным представлениям они экологически действительно близки к аммонитам), а вовсе не ходят под парусами, используя раковину в качестве яхты. У них действительно на двух щупальцах есть специальные лопасти (похожие на паруса), но на самом деле они используются для строительства раковины и, по некоторым данным, для улавливания некрупной добычи. У живой самки аргонавта они прижаты к раковине:

Фото с сайта en.wikipedia.org


Часто они вообще убираются внутрь раковины. Лишь у мертвых или специально зафиксированных аргонавтов они торчат в стороны:

Рисунок с сайта 41.media.tumblr.com


Верхняя часть этих лопастей (там где проходит щупальце) также используется как своеобразный плавник: Paper nautilus sighting off California.

Самки аргонавтов периодически появляются у поверхности воды, но вовсе не для того, чтобы поднять паруса. Это им нужно лишь для того, чтобы превратить свою раковину в "однокамерный фрагмокон" - поплавок, выполняющий ту же функцию, что и фрагмокон аммонитов:

Фото из публикации J.K. Finn, M.D. Norman (2010) The argonaut shell: gas-mediated buoyancy control in a pelagic octopus



Откуда же тогда взялись паруса? Оказывается, в появлении этого мифа виноват античный ученый и философ Аристотель. В его замечательной для своего времени книге "История животных" даны описания множества живых существ (включая и тех, кого он сам никогда не видел). При написании книги ему приходилось полагаться не только на свой опыт, но и на рассказы купцов и путешественников, на рыбацкие байки, смутные пересказы чужих пересказов и т.д. К тому же кое-что он мог придумать и сам - института рецензирования в науке тогда еще не было :) И в этой "Истории животных" дано вот такое описание аргонавта (в то время его называли наутилусом):

"Наутилус - также осьминог, отличающийся по своим природным свойствам и действиям: он плавает на поверхности моря, поднимаясь снизу, из глубины, причем поднимается с перевернутой раковиной, чтобы легче подняться и плыть при помощи пустоты; на поверхности он переворачивается. Между щупальцами до их соединения он имеет перепонку, подобную той, которая у веслоногих находится между пальцами, с тем различием, что у тех она толста, а у него - тонка и похожа на паутину. Он пользуется ею, когда есть какой-нибудь ветер, как парусом, вместо весел опускает щупальца; если же испугается, то погружается в море, наполняя раковину водой."

И хотя аргонавты на самом деле никогда не плавают по поверхности моря в своих раковинах (как и все головоногие они дышат жабрами и на воздухе могут пробыть очень недолго), миф Аристотеля позже переписал римский ученый Плиний Старший, а вслед за ним, как абсолютную истину, восприняли и ученые средневековой Европы. Вообще в средние века авторитет античных авторов (точнее тех немногих из них, чьи сочинения сохранились, ведь многое, и не худшее, было безвозвратно утрачено) был очень велик, написанное ими воспринималось как абсолютная истина и не подвергалось проверке. Фактически лишь с середины 19 века в науке окончательно утвердился современный подход "доверяй, но проверяй" и принцип обязательной проверки любых идей и гипотез, какими бы авторитетными учеными они ни были высказаны.

Так что именно фантазии Аристотеля (или его информаторов) и крайней косности средневековых естествоиспытателей мы обязаны появлением аргонавтов-парусников. Вот пара их изображений:

Рисунки 1883 и 1837 годов с сайта from-bedroom-to-study.blogspot.ru.


Множество других рисунков аргонавтов-парусников и краткое описание истории их появления можно найти на страничке http://from-bedroom-to-study.blogspot.ru/2012/09/the-aristotelian-anecdote-on-sailing.html

Именно от этих аргонавтов Аристотеля и Плиния Старшего и произошли аммониты-парусники на рисунках середины 19 века.

Конечно, по мере изучения аммонитов, палеонтологи стали замечать, что их раковины вовсе не похожи на раковины аргонавтов, что они разделены на отсеки специальными перегородками с отверстием для сифона, как раковины наутилид. Раковины наутилусов попадали в Европу еще в античные времена, но о мягком теле этих моллюсков не было известно ничего и считалось, что оно аналогично телу аргонавта. Так что и на наутилусов распространяли идею "аристотелевского парусника". Чуть позже, в 1860-х годах европейские ученые наконец близко познакомились со строением мягкого тела настоящих наутилусов (Nautilus pompilius). Тогда появилась вот такая реконструкция:

Реконструкция взята мной из статьи W.Etter (2015) Early ideas about fossil cephalopods. Swiss Journal of Palaeontology.


Это рисунок из книги Камиля Фламмариона 1886 года (Camille Flammarion), взята из статьи W.Etter (2015) "Early ideas about fossil cephalopods". Здесь видна целая флотилия аммонитов с наутилусовыми щупальцами, без парусов (у наутилусов нет таких лопастей на щупальцах, ведь они строят раковину краем мантии, а не руками), но все еще на поверхности воды. В то время ученые еще не разобрались до конца с наследием Аристотеля и очень смутно представляли себе образ жизни современных наутилид.

Лишь с начала 20 века палеонтологи отказались от парусов у аммонитов и окончательно поместили их под воду. По-видимому, первой реконструкций аммонитов в подводном положении был вот этот рисунок:

Картинка с сайта www.geovirtual2.cl


Он был опубликован в книге Fraas, E. (1910): Der Petrefaktensammler - Leitfaden zum Sammeln und Bestimmen der Versteinerungen Deutschlands. Здесь аммонит на переднем плане представлен в виде наутилуса - по современным представлениям это совершенно неправильно, но он хотя бы изображен в правильном положении, а вот второй аммонит почему-то висит кверху брюхом, в абсолютно невозможной позе (тяжелое тело над заполненным газом поплавком-фрагмоконом). Конечно этот рисунок еще далек от совершенства, но с него начинается новая эпоха в реконструкции аммонитов - они окончательно уходят под воду, туда, где они на самом деле и жили.


Ключевые слова (тэги): аммониты, Nautilus, Argonauta, Ammonoidea, Ammonites, Nautilida

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 19 января 2016 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259074">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259074</a>

Добавить в избранное

0

Вот что интересно: на большинстве старинных рисунков все друг друга жрут )))))

А так интересно посмотреть как во времени менялись людские представления о том или ином вымершем существе ))) нечто подобное было, если не ошибаюсь, с игуанодоном...как только его не рисовали и даже с небольшим рогом на носу )))

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 16:40:20

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259083">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259083</a>

Добавить в избранное

0.5

Это точно, жрут со страшной силой. И в книжках некоторых еще до середины ХХ века жрут. Почему именно так - не знаю. То ли в то время хищники для читателей не были таким уж малознакомым явлением, то ли наоборот, уже нужно было нервы щекотать публике.

Сейчас по-видимому народ пресытился этими хищниками по самое некуда, как и бесконечными новостями в стиле "найден очередной супер-тираннозавр, на 10% страшнее и зубастее тираннозавра", маятник качнулся в другую крайность и началась противоположная реакция - вплоть до полного отрицания хищничества в древних экосистемах. Типа и тираннозавр питался только падалью, и аммонитов никто никогда не кусал и т.д.

Также и с катастрофическими гипотезами великих вымираний - пока журналисты и некоторые хорошо подсевшие на эту тему ученые обсасывают очередной вулкан или астероид, погубивший всё и вся, растет и крепнет поколение ученых, напрочь отрицающих любые катастрофы. Типа на любую экосистему хоть атомные бомбы бросай, хоть под корень выжги, ей будет все равно, пока она сама изнутри не развалится.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 17:30:14
отредактирован 19 января 2016 года в 17:33:47

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259088">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259088</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо Саша, очень интересная статья получилась!

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 17:50:43

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259095">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259095</a>

Добавить в избранное

0

Выживаемость экосистем недооценивается, как мне кажется, очень сильно. Экосистемы способны пережить очень многие потрясения, за исключением полного физического уничтожения, разумеется. А умирают по каким-то внутренним причинам.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 18:01:52

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259203">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259203</a>

Добавить в избранное

0

Молодые, глупые :), вот и говорят не подумавши. Астероид один конечно ни чего не решит, а вот плутонические силы при систематическом и продолжительном воздействии на окружающую среду запросто.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 16:07:30

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259096">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259096</a>

Добавить в избранное

0

А что им ещё делать при такой концентрации живности!

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 18:05:44

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259089">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259089</a>

Добавить в избранное

0

"Изумление и сомнение ... те два с трудом совместимых образа мыслей, из которых рождается научный метод" Карл Саган.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 17:52:24

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259129">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259129</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо за интересное исследование!

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 20:16:53

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259139">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259139</a>

Добавить в избранное

0

немедленно вспомнилась ещё одна история от Плиния Старшего, которая перекочевала во всякий фольклор, мультфильмы и сказки - про ежей, которые себе яблоки на колючки накалывают
http://annales.info/ant_lit/plinius/08shab.htm

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 20:58:47

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259146">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259146</a>

Добавить в избранное

0

Да, фантазии древних оказали большое влияние на развитие науки и цивилизации в целом ))

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 19 января 2016 года в 22:27:06

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259163">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259163</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо, Александр, шикарная статья! Рисунки просто дышат историей, я бы даже сказал - психологией своего времени. Люблю историю вообще, а особенно - период Нового Времени, когда человечество, образно говоря, вышло уже из несознательного детства Средневековья, но еще не стало взрослым, прагматичным и скучноватым, как в Современности. И напоминало подростка, еще не шибко опытного и осмотрительного, но в целом разумного, при этом любознательного и весьма дерзкого. Постоянно куда-то стремящегося, легко решающегося на мировоззренческие прорывы и так же легко впадающего в иллюзии.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 00:11:19

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259195">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259195</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо! Надеюсь, что сейчас у человечества не скучная взрослая стадия, а лишь кратковременная подростковая депрессия - от пресыщения новыми впечатлениями :)) Иначе ведь за таким быстрым взрослением и старость не за горами, а не хотелось бы такого для человечества!

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 13:04:34

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259226">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259226</a>

Добавить в избранное

0

Если бы юность хотела...
Если бы старость могла!

Не скажу про виды, но некоторые особи с возрастом становятся мудрыми и уравновешенными, надеюсь, что и человечество не вышло из мятущейся поры созревания, и в будущем ещё много интересного.

Спасибо за великолепную подборку!

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 21:01:33

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259194">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259194</a>

Добавить в избранное

0

Удивительно, насколько первые две картины композиционно похожи, а ведь между ними 20 лет и художники разные. Похоже, автор более поздней картины просто повторил первую картину, усилив экзотичность изображаемого.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 13:03:48

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259196">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259196</a>

Добавить в избранное

0

Конечно вторая картина (как и картины по ссылкам между ними) - это своего рода плагиат. Но тогда видимо в таком вольном копировании ничего зазорного не видели, хотя на мой взгляд было бы интереснее если бы более поздний автор все-таки поменял бы композицию и сделал бы хоть и в том же смысле, но действительно новую картину.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 13:06:18

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259197">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259197</a>

Добавить в избранное

0

Интересно, в каких целях они эти картины рисовали? Автор первой - профессионал (геолог и палеонтолог) - знал, что рисует. Второй, м.б. мало что понимал в изображаемом, вот и перерисовывал у специалиста, боясь ошибиться :)

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 13:14:03

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#259201">http://ammonit.ru/text/1752.htm#259201</a>

Добавить в избранное

0

Авторы второй и третьей картин - палеоиллюстраторы George Scharf и Robert Farren. Они хоть и не палеонтологи, но окаменелости рисовали часто. Наверно они как художники считали, что могут нарисовать лучше (и в общем аммониты тут лучше нарисованы чем на оригинале, на уровне их тогдашнего понимания конечно).

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 20 января 2016 года в 15:21:28
отредактирован 20 января 2016 года в 21:21:19

<a href="http://ammonit.ru/text/1752.htm#260626">http://ammonit.ru/text/1752.htm#260626</a>

Добавить в избранное

0

Отличная, давно ожидаемая публикация. Большое спасибо!

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 4 февраля 2016 года в 21:52:21



Страница сгенерировалась за 0.102905988693 секунд