ammonit.ru Палеонтологическия, Paleontology

Индский ярус

Палеозой

Пермь

Карбон

Верхний карбон (Верхний пенсильваний)

Гжельский ярус

Касимовский ярус

Средний карбон (Средний и нижний пенсильваний)

Московский ярус

Эдиакарский (вендский) период

Геохронологическая шкала -> Мезозой -> Мел

Geochronological scale -> Mesozoic Era -> Cretaceous

Мел // Cretaceous

Мел – меловой период – последний период Мезозойской эры, начался 145,5 миллионов лет назад и закончился 65,5 миллионов лет назад. Продолжался он около 80 миллионов лет.

В меловом периоде появились покрытосеменные - цветковые растения. Это повлекло за собой увеличение разнообразия насекомых, которые стали опылителями цветов. Так что растительный покров Земли в меловом периоде уже не вызвал бы удивления у современного человека. Чего не скажешь о животном мире того времени.

Среди наземных животных царствовали разнообразные динозавры. Динозавров подразделяют на две группы – ящеротазовых, среди которых были как хищники, так и травоядные формы, и птицетазовые, исключительно растительноядные. Самые известные ящеротазовые динозавры – тираннозавры, тарбозавры, бронтозавры. Среди птицетазовых ящеров известны цератопсы, игуанодоны, стегозавры. Это был период расцвета гигантских ящеров – многие динозавры достигали 5-8 метров в высоту и 20 –ти метров в длину.

Крылатые пресмыкающиеся – птеродактили занимали практически все ниши воздушных хищников, хотя уже появились настоящие птицы. Таким образом, параллельно существовали летающие ящеры - птерозавры, планирующие, а может быть и летающие ящеры типа археоптерикса, птицы-энанциорнисы и настоящие веерохвостые птицы.

Меловой период, который считают эпохой динозавров, был и временем появления большинства современных групп млекопитающих. В меловом периоде появились первые плацентарные млекопитающие, причем уже выделились группы копытных, насекомоядных, хищников и приматов.

Возникли современные ящерицы и змеи, так что змеи – относительно молодая группа. Одна из групп ящериц ушла в воду – так возникли мозазавры, грозные хищники конца мелового периода, достигавшие иногда 20-ти метровой длины. В морях млекопитающих еще не было, а нишу крупных хищников занимали водные рептилии – ихтиозавры, плезиозавры, плиозавры. Крупными и многочисленными были акулы, часть из них жили и в пресных водоемах.

Очень велико было разнообразие морских беспозвоночных. Как и в юрском периоде, были очень широко распространены аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Среди двустворчатых моллюсков большую роль в морских экосистемах играли появившиеся в конце юры рудисты – моллюски, похожи на одиночные кораллы, у которых одна створка была похожа на кубок, а вторая накрывала его как своеобразная крышечка.

К концу мелового периода среди аммонитов появилось очень много гетероморфных форм. Гетероморфы возникали и раньше, в триасе, но конец мела стал временем их массового появления. Раковины гетероморфов не были похожи на классические спирально-закрученные раковины мономорфных аммонитов. Это могли быть спирали с крючком на конце, различные клубки, узлы, развернутые спирали. Палеонтологи пока не пришли к единому объяснению причин возникновения таких форм и их образа жизни.

В морях уже обитали практически современные осьминоги и кальмары, палеонтологи полагают, что они возникли еще в конце юры, хотя и редко сохранялись в палеонтологической летописи из-за отсутствия раковин. Способствовали ли они вымиранию своих родственников – аммонитов и белемнитов, или просто заняли освободившиеся ниши после мирового кризиса – этого мы пока не знаем.

В течение мелового периода продолжался раскол материков. Лавразия и Гондвана распадались на части. Южная Америка и Африка удалялись друг от друга, и Атлантический океан становился все шире и шире. Африка, Индия и Австралия также начали расходиться в разные стороны, и к югу от экватора в итоге образовались гигантские острова.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры, водные рептилии. Исчезли аммониты, многие брахиоподы, практически все белемниты. В уцелевших группах вымерло 30-50% видов.

Причины меловой катастрофы до конца не понятны. Сейчас самой популярной теорией стала астероидная – объясняющая вымирание динозавров и других организмов падением гигантского астероида и последовавшей за этим «астероидной зимой». Судя по всему, это не совсем верно. Эта версия не может объяснить, почему те или иные организмы выжили, когда другие погибли. Кроме того, многие группы животных явно начали вымирать задолго до конца мела. Переход тех же аммонитов к гетероморфным формам тоже явно свидетельствует о какой-то нестабильности. Очень может быть, что очень многие виды уже были подточены какими-то долговременными процессами и стояли на пути вымирания, а катастрофа – астероид, усиление вулканизма или смена климата из-за движения материков – просто ускорили процесс.

Окаменелости этого возраста: Acanthoceras, Acanthoceras rhotomagense, Acanthohoplites, Acanthohoplites aschiltaensis, Acanthohoplites bigoureti, Acanthohoplites laticostatus, Acanthohoplites nolani, Acer, Aconeceras, Aconeceras trautscholdi, Aconeceratidae, Acrioceras, Acrioceras furcatum, Acrodus, Acroteuthis, Actinocamax, Actinocamax verus, Actinosiphonia, Actinosiphonia radiata, Akidocheilus, Alopiidae, Alvarezsauridae, Ammonites, Ammonitida, Ammonitoceras, Ammonoidea, Amphidonta, Amphidonta conica, Ampullina, Amurosaurus, Anacoracidae, Anadesmoceras, Anadesmoceras strangulatum, Anahamulina, Anahamulina subcylindrica, Anahoplites, Anahoplites planus, Ancyloceras, Ancyloceratidae, Ancyloceratina, Anomotodon, Anthozoa, Apiocrinus, Aporrhaidae, Aporrhais, Arca, Archaeolamna, Arcthoplites, Arcthoplites gerassimovi, Arcthoplites yachromensis, Aspidorhynchidae, Astarte, Asteroidea, Athleta, Athrotaxopsis, Aucellina, Audouliceras, Audouliceras renauxianum, Aulacostephanus, Azhdarchidae, Baculites, Baculitidae, Barremites, Bathrotomaria, Belbekella, Belemnella, Belemnitella, Belemnitella mucronata, Belemnitellidae, belemnites, Belemnitida, Biasaloceras, Biasaloceras subsequens, bivalvia, Borealites, Boreophylloceras, brachiopoda, Bryozoa, Buchia, Buchia fischeriana, Cadoceras elatmae, Calliphylloceratinae, Camerospongia, Camptonectes, Carcharhiniformes, Carcharias, Carcharocles, Cardiidae, Caryophylliidae, Cederstroemia, Cenoceras, Cephalites, Ceratopsia, Chaetetes, Cheloniceras, Chimaeridae, Chimaeriformes, Chlamys, Chondrichthyes, Chondrites

Мел , палеонтологические фотографии:

Чупакабра с Чурчума карамелька аммонит и его берлога. Крупная Lopha sp. Скопление перламутровых аммонитов

Мел , все палеонтологические фото >>>

Мел , публикации из палеонтологического форума:

Река Хокодзь. Рождественская прогулка.

Ну вот, наконец спустя 2 месяца, глядя в окно на полуметровый слой снега, явно не соответствующий времени и географической широте, решил написать публикацию про один из выходов (кстати, первый на который я взял фотоаппарат) на речку Хокодзь. Не знаю, получилось у меня или нет - судить Вам! Река Хокодзь практически полностью протекает в Республике Адыгея, лишь ее верховья находятся на территории Краснодарского края. Длина реки составляет 26 км, площадь водосборного бассейна 120 км². Хокодзь один ... >>>

ГУБКИ ФАНЕРОЗОЯ. В моей коллекции.

Представляю вашему вниманию , без преувеличения, титанический труд. Посвящён он ещё одной группе кишечнополостных организмов - губкам.Создана публикация на материале накопившийся в моей коллекции в результате обмена и подарков. Выражаю искренюю благодарность за это RomanS, EvgeniK, Ruslan-69, maker и многим другим, спасибо. Известны губки с нижнего кембрия, правда до мезозоя встречаются довольно редко, но в мелу и палеогене начинается бурное развитие и увеличение колличества видов и форм, даже некоторое ... >>>

ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ ( нижний мел ) в моей коллекции.

В результате многолетнего плодотворного и взаимовыгодного общения с уважаемым Омаром у меня образовалась очень интересная и представительная региональная коллекция двустворчатых моллюсков. Чем и ценна. Материал в коллекции представлен самый разнообразный , это и полные экземпляры , и разобщённые створки , и скульптурные ядра ( внешние ядра ), и внутренние ядра ( слепки внутренних полостей . Собранные моллюски демонстрируют разнообразие малакофауны нижнего мела. Представлены виды занимавшие практически ... >>>