Автор: MHorn
Рубрика: Палеонтологические публикации
Тут уважаемый Sandro задал вопросы про хранение коллекций, и я понял, что простым ответом не обойтись и придётся отвечать отдельной публикацией, рассказав, каким образом хранится в разных музеях палеонтологический материал
Я остановлюсь на нескольких примерах, показывающих разные подходы к хранению коллекций. Единственное общее требование к образцам: опубликованные образцы, особенно типовые экземпляры, должны храниться в месте, где их сохранность будет как-то обеспечиваться и куда могут попасть все желающие исследователи, которым для каких-то целей может понадобиться поработать с материалом.
В российских музеях, как правило, монографические коллекции (в которые входят описанные, изображённые или как-то ещё упомянутые в публикациях аммониты - например, использованные для измерений или прорисовки каких-то деталей) и другие коллекции (куда может входить материал, полученный самыми разными путями - поступивший от любителей, переданный специалистами, но не обработанный ими, полученный в процессе геологической съёмки и т.п.) хранятся в той или иной степени отдельно, хотя могут находиться и в соседних лотках. Например, в ЦНИГРмузее (Санкт-Петербург) есть два зала с монографическиии коллекциями и зал со всем остальным (там образцы разложены по регионам и возрастам вне зависимости от авторов находок).
При этом у нас в стране исторически сложилось, что монографические коллекции хранятся отдельно от иных материалов, но за рубежом это не всегда так. Например, в музее Польского геологического института большая часть материалов по верхней юре - это керн скважин, который и разложен в лотках в зависимости от уровня находки в каждой скважине, при этом там в том числе хранятся и некоторые образцы, изображённые в публикациях, но они не отделяются от других экземпляров.
В Британском музее естественной истории в Лондоне образцы рассортированы по геологическому возрасту и таксономической группе вне зависимости от того, описаны они или нет и кем и когда собраны: все келловейские кадоцерасы будут лежать вместе вне зависимости от того, что каких-то из них собрал ещё Уильям Смит или описал Дж. Соверби, а каких-то на днях занёс любознательный школьник.
Кадоцерасы (в основном сборы 19 века) из нижнего келловея Англии в Британском музее естественной истории
В этом есть свой плюс, т.к. можно наткнуться на важные образцы из "забытых" публикаций и на ещё не описанные, но интересные материалы. Сложности тут возникают разве что с поиском оригиналов к конкретным публикациям, охватывающим большой стратиграфический интервал (скажем, чтобы увидеть образцы из Бакменовской Type ammonites, придётся просмотреть с полсотни шкафов) и с образцами неясной таксономической принадлежности (при работе с коллекцией колеоидей попался образец, на котором было указаны заключения, что это не лист растения, не крыло насекомого, но может быть гладиус - а может быть и нет)
Немного иначе хранится материал в Национальном музее Уэльса (Кардифф): здесь тоже образцы разложены вне зависимости от авторов сборов и того, изображены они или нет, но аммониты выложены не по возрасту, а по алфавиту! Например, сначала в лотке - Pavlovia, потом Pectinatites, потом - Peltoceras и Plasmatoceras. Это, конечно, вызывает сложности в случаях переопределения таксонов и, опять же, надёжнее просмотреть просто всех аммонитов, чтобы что-то не упустить.
Очень важная коллекция аммонитов из Восточной Гренландии, хранящаяся в Копенгагене, была разложена Кэлломоном также вне зависимости от авторов сборов и того, изображены образцы или нет, но в детальной стратиграфической последовательности: как правило, аммониты из каждого биогоризонта - в отдельном лотке (или лотках, если материала много)
Аммониты из биогоризонта liostracus одноимённой зоны средневолжского подъяруса Восточной Гренландии (коллекция Дж. Кэлломона, Копенгагенский естественнонаучный музей)
Сами шкафы и лотки в музеях используются самые разные, что зависит в первую очередь от того, сколько есть места и сколько есть денег. Кому повезло - у тех шкафы, которые разъезжаются на специальных рельсах (крутишь ручку - и открывается проход между нужными шкафами, ещё крутишь - можно смотреть что в следующих шкафах), а местами образцы лежат в раритетных ящиках 19 века (напр., в Музее Седжвика в Оксфорде или в Горном музее в Петербурге)
Как правило, все образцы снабжены этикетками, где указаны название, возраст, точное место находки, автор и год сборов. Иногда, правда, в музеях тоже хранятся "собакиты" - но это в большинстве своём "выставочные" образцы, которые показывают публике но, конечно, уже не используют для научных исследований. Бывает, что совершенно уникальный материал может содержать на этикетке весьма немногие сведения. Главное - чтобы было понятно откуда образцы, остальное не столь важно. Иногда, правда, привязки на этикетках могут быть весьма лаконичны, типа "обр. 1434", "обн. 8, сл.1", "Урал, обн. 6, сл.3" - тут не имея полевых дневников автора сборов разобраться невозможно (если какие-то из этих образцов изображены -тут уже можно попытаться что-то сделать, а иначе поди пойми о чём речь!)
Добавить в избранное
Постоянный адрес публикации: |
HTML-ссылка на публикацию: |
Публикация создана 13 ноября 2014 года
Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)
Комментарии:
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209447">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209447</a> |
Добавить в избранное |
|||||
В Тверском краеведческом музее все попроще: в отделе "природа" стоят за шкафом три картонных коробки в которых свалены кучей образцы не участвующие в постоянной экспозиции.
| ||||||
комментарий 1 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 08:59:40 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209453">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209453</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Если так очень интересны иглокожие то лучше написать Георгию GM
| ||||||
комментарий 2 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 09:49:55 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209721">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209721</a> |
Добавить в избранное |
|||||
С GM я думаю встретимся, как раз я планирую приехать в феврале
| ||||||
комментарий 3 уровня |
Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 11:53:01 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209488">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209488</a> |
Добавить в избранное |
|||||
"Это в теории, а на практике могу я придти в ПИН (как желающий) и ознакомится например с коллекцией иглокожих среднего карбона ?"
| ||||||
комментарий 2 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 11:21:19 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209451">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209451</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Михаил, Спасибо огромное!!!
| ||||||
комментарий 1 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 09:35:29 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209457">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209457</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Важно, не как в ПИНе, а как должно быть, и логистика хранения не единственный важный критерий правильной организации хранения материала.
| ||||||
комментарий 2 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 10:18:09 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209541">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209541</a> |
Добавить в избранное |
|||||
"...часть монографических коллекций, поступивших со стороны при той или иной ситуации, вообще никак не оформлены и, дай бог, если о них знают работники той лаборатории, где они пространственно зиждятся"
| ||||||
комментарий 3 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 18:26:05 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209628">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209628</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Я думаю что лучше передавать образцы не просто в научное учреждение (потому что в таком случае может получится, что они окажутся всеобщими (то есть ничейными) и действительно будут заброшены куда-нибудь в дальний угол), а лучше передавать конкретному специалисту, которого вы лично знаете и которому доверяете. И передавать только если вы уверены, что образцы ему действительно нужны сейчас, а не так что "ну может быть когда-нибудь поизучаем на досуге"... . | ||||||
комментарий 4 уровня |
Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 00:04:32 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209715">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209715</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Не стоит игнорировать такую вещь, как "человеческий" фактор. Естественно за 80 лет существования организации накапливаются какие-то издержки. В ПИНе доля таких "многострадальных" монографических коллекций ничтожна.
| ||||||
комментарий 4 уровня |
Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 11:11:02 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209754">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209754</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Согласен с Вами, единственное, что при передачи образца не любитель должен понимать " ... что специалист займется их обработкой "здесь и сейчас", а скорее наоборот.
| ||||||
комментарий 5 уровня |
Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 16:31:30 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209458">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209458</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Ну это так, маленький вброс от меня, а если отвечать полно, то согласен с Мишей - вопрос не имеющий короткого и простого ответа, и тут надо исписать несколько простыней | ||||||
комментарий 2 уровня |
Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 10:26:42 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#401554">http://ammonit.ru/text/1421.htm#401554</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Почему-то ни слова не сказано о каталогизации, даже слова такого не произнесено. Между тем создание нескольких "параллельных" каталогов, созданных на разных тематических принципах и обслуживающих единый объём сборов (причем объем практически неограниченный), по идее способно обеспечить быстрый, надежный доступ к любому образцу. Каталоги, кстати, и в цифровом формате можно иметь, если заниматься этим последовательно и аккуратно.
| ||||||
комментарий 1 уровня |
Комментарий создан 14 сентября 2022 года в 06:45:55 |
<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#401561">http://ammonit.ru/text/1421.htm#401561</a> |
Добавить в избранное |
|||||
Ответ очень простой - в большинстве музеев, коллекции которых мне довелось смотреть, коллекции собирались в течение столетий и десятилетий, и каталоги или просто в виде тетрадок, где ручкой записаны коллекции или образцы, или есть каталог только по публикациям в целом без конкретики по самим образцам (т.е. указано что есть коллекция к такой-то публикации, в ней столько-то образцов, а какие именно экземпляры сохранились надо самому смотреть).
| ||||||
комментарий 2 уровня |
Комментарий создан 14 сентября 2022 года в 08:19:58 |