Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Про коллекции в музеях

Автор: MHorn

Рубрика: Палеонтологические публикации

Тут уважаемый Sandro задал вопросы про хранение коллекций, и я понял, что простым ответом не обойтись и придётся отвечать отдельной публикацией, рассказав, каким образом хранится в разных музеях палеонтологический материал

Я остановлюсь на нескольких примерах, показывающих разные подходы к хранению коллекций. Единственное общее требование к образцам: опубликованные образцы, особенно типовые экземпляры, должны храниться в месте, где их сохранность будет как-то обеспечиваться и куда могут попасть все желающие исследователи, которым для каких-то целей может понадобиться поработать с материалом.

В российских музеях, как правило, монографические коллекции (в которые входят описанные, изображённые или как-то ещё упомянутые в публикациях аммониты - например, использованные для измерений или прорисовки каких-то деталей) и другие коллекции (куда может входить материал, полученный самыми разными путями - поступивший от любителей, переданный специалистами, но не обработанный ими, полученный в процессе геологической съёмки и т.п.) хранятся в той или иной степени отдельно, хотя могут находиться и в соседних лотках. Например, в ЦНИГРмузее (Санкт-Петербург) есть два зала с монографическиии коллекциями и зал со всем остальным (там образцы разложены по регионам и возрастам вне зависимости от авторов находок).

При этом у нас в стране исторически сложилось, что монографические коллекции хранятся отдельно от иных материалов, но за рубежом это не всегда так. Например, в музее Польского геологического института большая часть материалов по верхней юре - это керн скважин, который и разложен в лотках в зависимости от уровня находки в каждой скважине, при этом там в том числе хранятся и некоторые образцы, изображённые в публикациях, но они не отделяются от других экземпляров.

В Британском музее естественной истории в Лондоне образцы рассортированы по геологическому возрасту и таксономической группе вне зависимости от того, описаны они или нет и кем и когда собраны: все келловейские кадоцерасы будут лежать вместе вне зависимости от того, что каких-то из них собрал ещё Уильям Смит или описал Дж. Соверби, а каких-то на днях занёс любознательный школьник.

Кадоцерасы (в основном сборы 19 века) из нижнего келловея Англии в Британском музее естественной истории



Ещё лоток кадоцерасов из нижнего келловея Англии в Британском музее естественной истории



В этом есть свой плюс, т.к. можно наткнуться на важные образцы из "забытых" публикаций и на ещё не описанные, но интересные материалы. Сложности тут возникают разве что с поиском оригиналов к конкретным публикациям, охватывающим большой стратиграфический интервал (скажем, чтобы увидеть образцы из Бакменовской Type ammonites, придётся просмотреть с полсотни шкафов) и с образцами неясной таксономической принадлежности (при работе с коллекцией колеоидей попался образец, на котором было указаны заключения, что это не лист растения, не крыло насекомого, но может быть гладиус - а может быть и нет)

Так в Британском музее естественной истории хранятся крупные образцы, которые в лотки не влезают



Немного иначе хранится материал в Национальном музее Уэльса (Кардифф): здесь тоже образцы разложены вне зависимости от авторов сборов и того, изображены они или нет, но аммониты выложены не по возрасту, а по алфавиту! Например, сначала в лотке - Pavlovia, потом Pectinatites, потом - Peltoceras и Plasmatoceras. Это, конечно, вызывает сложности в случаях переопределения таксонов и, опять же, надёжнее просмотреть просто всех аммонитов, чтобы что-то не упустить.

Очень важная коллекция аммонитов из Восточной Гренландии, хранящаяся в Копенгагене, была разложена Кэлломоном также вне зависимости от авторов сборов и того, изображены образцы или нет, но в детальной стратиграфической последовательности: как правило, аммониты из каждого биогоризонта - в отдельном лотке (или лотках, если материала много)

Аммониты из биогоризонта liostracus одноимённой зоны средневолжского подъяруса Восточной Гренландии (коллекция Дж. Кэлломона, Копенгагенский естественнонаучный музей)



Сами шкафы и лотки в музеях используются самые разные, что зависит в первую очередь от того, сколько есть места и сколько есть денег. Кому повезло - у тех шкафы, которые разъезжаются на специальных рельсах (крутишь ручку - и открывается проход между нужными шкафами, ещё крутишь - можно смотреть что в следующих шкафах), а местами образцы лежат в раритетных ящиках 19 века (напр., в Музее Седжвика в Оксфорде или в Горном музее в Петербурге)

Шкафы для хранения окаменелостей в Национальном музее Уэльса (Кардифф).



Как правило, все образцы снабжены этикетками, где указаны название, возраст, точное место находки, автор и год сборов. Иногда, правда, в музеях тоже хранятся "собакиты" - но это в большинстве своём "выставочные" образцы, которые показывают публике но, конечно, уже не используют для научных исследований. Бывает, что совершенно уникальный материал может содержать на этикетке весьма немногие сведения. Главное - чтобы было понятно откуда образцы, остальное не столь важно. Иногда, правда, привязки на этикетках могут быть весьма лаконичны, типа "обр. 1434", "обн. 8, сл.1", "Урал, обн. 6, сл.3" - тут не имея полевых дневников автора сборов разобраться невозможно (если какие-то из этих образцов изображены -тут уже можно попытаться что-то сделать, а иначе поди пойми о чём речь!)

Ключевые слова (тэги): музеи, хранение, коллекции

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 13 ноября 2014 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209447">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209447</a>

Добавить в избранное

0

В Тверском краеведческом музее все попроще: в отделе "природа" стоят за шкафом три картонных коробки в которых свалены кучей образцы не участвующие в постоянной экспозиции.
Музей объединяет все музеи по Тверской области и образцы передаются из одного в другой, поэтому коды на них, например: СКМ-202 что означает Старицкий краеведческий музей я что означают цифры никто не знает, и документы с описанием разумеется отсутствуют.( надеюсь после капитального ремонта хранение улучшится )
----------------------------------------
куда могут попасть все желающие исследователи, которым для каких-то целей может понадобиться поработать с материалом.
-----------------------------------------------
Это в теории, а на практике могу я придти в ПИН (как желающий) и ознакомится например с коллекцией иглокожих среднего карбона ?

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 08:59:40
отредактирован 14 ноября 2014 года в 09:03:03

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209453">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209453</a>

Добавить в избранное

0

Если так очень интересны иглокожие то лучше написать Георгию GM

Руслан, спасибо. А в Тверском краеведческом есть отдельные от экспозиции фонды? и по какому принципу там разделяются? На сколько я помню там есть таксодермическая коллекция.. по какому принципу она формируется?

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 09:49:55

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209721">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209721</a>

Добавить в избранное

0

С GM я думаю встретимся, как раз я планирую приехать в феврале
на конференцию по иглокожим.
--------------------------
По какому принципу происходит учет в фондах не знаю, в запастниках не был, да и не спрашивал, Мы в силу получаемой профессии больше лазили по запасникам картинной галереи
А коллекция формировалась по принципу: все животные обитающие на территории нашей области, да она была шикарная
Стояли не просто чучела а большие витрины со сценками из жизни животных, такие мини диорамы, помню лису с лисятами, мишек, кабанов, семью бобров строящих плотину сейчас от этого сохранилась одна треть (перестройка,переезды,нехватка места ,вобщем усушка-утруска или моль сожрала :)

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 11:53:01
отредактирован 15 ноября 2014 года в 11:55:39

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209488">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209488</a>

Добавить в избранное

0

"Это в теории, а на практике могу я придти в ПИН (как желающий) и ознакомится например с коллекцией иглокожих среднего карбона ?"
если предполагается с этими образцами как-то работать, то по согласованию с отделом фондов - думаю, без проблем.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 11:21:19

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209451">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209451</a>

Добавить в избранное

0

Михаил, Спасибо огромное!!!
Однако. не думал что так разнообразно во всех музеях.
С аммонитами более или менее понятно. А вот если взять отдельно ПИН. Ведь есть рептилии, млекопитающие, ещё куча всякой фауны и флоры. В экспозиции это всё перемешано и отсортировано грубо говоря по возрасту, а вот в фондах как? Рискну предположить что есть отдельно фонды рыб, отдельно фонды головоногих, отдельно динозавры...... это так? И сказывается ли разделение на организационной структуре музея?

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 09:35:29
отредактирован 14 ноября 2014 года в 09:45:16

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209457">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209457</a>

Добавить в избранное

0.5

Важно, не как в ПИНе, а как должно быть, и логистика хранения не единственный важный критерий правильной организации хранения материала.
В ПИНе даже хранение монографического материала не централизовано, вследствие дефицита кадров и места, значительная часть коллекций хранится в комнате монографических коллекций, но часть тех же коллекций рассеяна по обоим корпусам ПИНа, и, по крайней мере, часть монографических коллекций, поступивших со стороны при той или иной ситуации, вообще никак не оформлены и, дай бог, если о них знают работники той лаборатории, где они пространственно зиждятся.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 10:18:09
отредактирован 14 ноября 2014 года в 19:08:29

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209541">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209541</a>

Добавить в избранное

0

"...часть монографических коллекций, поступивших со стороны при той или иной ситуации, вообще никак не оформлены и, дай бог, если о них знают работники той лаборатории, где они пространственно зиждятся"

Ну вот и передавай после этого образцы в научное учреждение, или к адресным и желаемым образцам у ученых другое отношение?

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 18:26:05

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209628">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209628</a>

Добавить в избранное

0.5

Я думаю что лучше передавать образцы не просто в научное учреждение (потому что в таком случае может получится, что они окажутся всеобщими (то есть ничейными) и действительно будут заброшены куда-нибудь в дальний угол), а лучше передавать конкретному специалисту, которого вы лично знаете и которому доверяете. И передавать только если вы уверены, что образцы ему действительно нужны сейчас, а не так что "ну может быть когда-нибудь поизучаем на досуге"... .

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 00:04:32

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209715">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209715</a>

Добавить в избранное

0.5

Не стоит игнорировать такую вещь, как "человеческий" фактор. Естественно за 80 лет существования организации накапливаются какие-то издержки. В ПИНе доля таких "многострадальных" монографических коллекций ничтожна.
Также следует упомянуть, что в отделе фондов на весь институт задействовано не более полудюжины человек, причем только этим занимаются два человека, а остальные совмещают с научной деятельностью. А кол-во монографических коллекций приблизилось к 6000.
Фактически отдел фондов выше крыши загружен текущими поступлениями монографических коллекций + приведение к новым стандартам оформления и документации более старых коллекций. Хотя сейчас пытаются оформление коллекций переложить на авторов работ (что правильно), всё равно часть коллекций приходится оформлять "с нуля", а другие перепроверять, чтобы исключить закравшиеся ошибки. У работников отдела фондов пока банально руки не доходят до неоформленных "левых" монографических коллекций. Их оформление на сознательности и совести научных сотрудников каждой конкретной лаборатории.

А что касается передачи своего материала на изучение исследователю, то я согласен, что надо передавать, если понимаешь, что специалист займется их обработкой "здесь и сейчас", а то, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 11:11:02
отредактирован 15 ноября 2014 года в 11:12:00

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209754">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209754</a>

Добавить в избранное

0

Согласен с Вами, единственное, что при передачи образца не любитель должен понимать " ... что специалист займется их обработкой "здесь и сейчас", а скорее наоборот.
Критерии оценки образца у любителя и специалиста очень часто расходятся.

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 15 ноября 2014 года в 16:31:30

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#209458">http://ammonit.ru/text/1421.htm#209458</a>

Добавить в избранное

0

Ну это так, маленький вброс от меня, а если отвечать полно, то согласен с Мишей - вопрос не имеющий короткого и простого ответа, и тут надо исписать несколько простыней

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 14 ноября 2014 года в 10:26:42
отредактирован 14 ноября 2014 года в 10:26:52

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#401554">http://ammonit.ru/text/1421.htm#401554</a>

Добавить в избранное

0.5

Почему-то ни слова не сказано о каталогизации, даже слова такого не произнесено. Между тем создание нескольких "параллельных" каталогов, созданных на разных тематических принципах и обслуживающих единый объём сборов (причем объем практически неограниченный), по идее способно обеспечить быстрый, надежный доступ к любому образцу. Каталоги, кстати, и в цифровом формате можно иметь, если заниматься этим последовательно и аккуратно.
Ведь кажется гораздо правильнее и легче сначала обращаться к спискам, а не перелопачивать коллекции в натуре (именно на такой подход и на такое состояние дел сделан упор в публикации - или я ошибаюсь?)

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 14 сентября 2022 года в 06:45:55

<a href="http://ammonit.ru/text/1421.htm#401561">http://ammonit.ru/text/1421.htm#401561</a>

Добавить в избранное

0.5

Ответ очень простой - в большинстве музеев, коллекции которых мне довелось смотреть, коллекции собирались в течение столетий и десятилетий, и каталоги или просто в виде тетрадок, где ручкой записаны коллекции или образцы, или есть каталог только по публикациям в целом без конкретики по самим образцам (т.е. указано что есть коллекция к такой-то публикации, в ней столько-то образцов, а какие именно экземпляры сохранились надо самому смотреть).
Разумеется, сейчас идут процессы и перевода каталогов в электронную форму, в т.ч. в онлайн.
Но даже если (случай крайне редкий) у музея достаточно денег чтобы держать в штате фотографа который будет только заниматься съёмкой окаменелостей и обработкой фото, и сисадмина который будет это размещать - процесс оцифровки сотен тысяч образцов растянется на многие десятилетия. Впрочем, процесс понемногу идёт Фотографии типовых экземпляров окаменелостей в Интернете: краткий обзор

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 14 сентября 2022 года в 08:19:58



Страница сгенерировалась за 0.0872941017151 секунд