Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Современная ситуация на Щуровском карьере

Автор: Shketiara

Рубрика: Отчеты о поездках и экспедициях

Щуровский (Голутвинский, Приокский) карьер расположен у южной окраины Коломны, на правом берегу Оки. Хотя информация о нем на сайте есть, но она не во всем ясна и кое в чем стала неактуальна. Поэтому я решил сделать небольшой отчет по итогам своей поездки, состоявшейся 13-14 июля 2019 г.

Для начала чуть-чуть истории, тоже ведь интересно. Карьер связан с Щуровским цементным заводом. Есть сведения, что это первый цементный завод в России. Он начал работать в 1870 г. Так что из трех названий карьера мне кажется наиболее предпочтительным название Щуровский. Кроме прочего, Щурово исторически недавно стало районом Коломны, а раньше это был самостоятельный населенный пункт. Название Голутвинский не вполне точно, так как станция Голутвин находится на другом, левом берегу Оки. Название же Приокский вообще слишком абстрактно, Ока большая, мало ли объектов по ее берегам.

Естественно, Щуровский цементный завод за свою долгую историю неоднократно реконструировался и менял владельцев. C 2012 г. предприятие именуется ООО "Холсим (Рус) Строительные Материалы". На тот момент оно входило в структуру швейцарской компании Holcim, которая вместе с компанией Lafarge в 2015 г. образовала группу LafargeHolcim. Все эти перемены, конечно же, сказывались на производственных процессах, и не только в технологической части, но также, в частности, и на режиме охраны карьера.

Современный вид Щуровского цементного завода (ООО "Холсим (Рус) Строительные Материалы"). Я сказал бы, что он красив.



Карьер имеет весьма серьезные размеры. Он явно больше Акатьевского и приближается к такому крупному объекту, как Афанасьевский (Цемгигант). Но есть важное различие. Цемгигант, по сути, представляет собой целую систему карьеров и отвалов, связанных дорожной сетью. Рельеф там довольно сложный, многие места не очень-то просматриваются издалека. Щуровский же карьер гораздо более цельный, слитный. В центральной части расположены производственные здания, и территория оттуда хорошо видна. Практически по всей разрабатываемой части карьера снует техника. Так что проникнуть незамеченным почти невозможно.

Северо-восточная часть Щуровского карьера.



Всё это ведет к тому, что охрана работает эффективно. Прямо-таки непривычный уровень эффективности. Хотя я вошел в карьер со стороны леса, через несколько минут прибыл охранник. Он на машине, по ровному месту от него не скрыться. А превосходство пешехода в проходимости нейтрализуется отвесными склонами. На уступе между стеной и обрывом от машины уж точно никуда не денешься.

Побеседовали мы с охранником вполне спокойно. Я не скрывал своих целей и показал некоторое знание карьеров, надеясь на доверительное отношение. Тем не менее, мне был вежливо, но настойчиво указан маршрут прочь с территории. В западных административных и культурных традициях, без всяких признаков разгильдяйства или хамства. Пришлось покинуть карьер, таковы правила игры.

Вид на центральную часть карьера с юга. Видны производственные здания.



Надо сказать, изгоняют только с самого карьера. А вернее, даже с его разрабатываемой части. На местности вокруг порядочно народа, загорают на Оке, грибы в лесу собирают, на квадроциклах катаются, никто не гоняет. Никаких заборов. КПП вроде где-то есть, но он вполне обходится и даже объезжается. Лесные и полевые дороги в приличном состоянии, в хорошую погоду проедешь на чем угодно.

Так что решение проглядывало явное - переночевать в лесу, а утром порыскать снова. Некоторая надежда была, что в воскресенье хотя бы самосвалы работать не будут, а уж от обзора из зданий я как-нибудь скроюсь. Но не сбылось, самосвалы утром ездили по-прежнему. В итоге удалось побродить только по рекультивируемой части, засаженной молодыми соснами. Как сосны будут жить на таком грунте - ума не приложу. Тут и известняк карбона, и черная юрская глина, и бурая четвертичная. Всё что хочешь, кроме плодородной почвы. Сосны чахлые, но пионерными травами всё это постепенно зарастает.

Иван-чай (Кипрей узколистный, Epilobium angustifolium) на рекультивируемой территории карьера. Типичное пионерное растение, на пустошах и гарях появляется в числе первых.



Поиск окаменелостей в рекультивируемой зоне - это, конечно, исключительно дело удачи. Авось дождями что-то и вымоет. Ни тебе какой-то системы, ни науки. Но я удачливый, без находок не остался. Пара хорошо сохранных кораллов рода Petalaxis. Кораллиты такие красивые, прямо как кружево, все детали точно по описанию видны. И черный окремнелый Chaetetes с каким-то странным мрачноватым очарованием. Давненько я не находил таких экземпляров, чтобы выставить в шкафу и перед гостями гордиться, всё копался в гжельской мелкоте. Дома, правда, выяснилось, что с новыми находками не всё так прекрасно. С кораллов при чистке не перестает сыпаться песок, мелкие детали хрупкие и ломаются, чистку пришлось прекратить. А черный Chaetetes, такой приятный в руках, не удается качественно сфотографировать. То фокус плохой, то объема не видно. В общем, есть над чем пошевелить мозгами.

Коралл рода Petalaxis. Полевой снимок.



Кораллиты Petalaxis, их размер около 4-5 мм. Впечатляющая конструкция, хоть и уступает пчелиным сотам в геометрической строгости.



Щуровский карьер несомненно красив, ознакомительная поездка принесла мне явное удовольствие. Но рекомендовать его для какого-то целеустремленного поиска не приходится, обстановка не позволяет.

Технологическая эстакада от карьера до завода проходит прямо над полями и кустами. В сельской местности выглядит почти как адронный коллайдер.



А теперь, для самых внимательных и азартных - небольшой приз. Глыба со множеством кораллитов Petalaxis. Сохранность неравномерная, но местами вполне достойная. Вес, по моим ощущениям, около 15 кг. Скажу по правде, хотел сам унести. Даже обколол кое-какие лишние части и вытащил на свою стоянку. Но она не прошла в горловину 50-литрового рюкзака, который я использую для коротких поездок. Обкалывать дальше не захотел, явный ущерб находке. А километры тащить в руках - это уже из области подвигов Геракла.

Глыбу пришлось оставить в лесу. Специально за ней ехать вроде не хочется. Кто пожелает забрать себе - могу дать координаты. Прошу обращаться личным сообщением. Уточняю: координаты дам любому пользователю сайта, высокой репутации требовать не стану. Просто я хочу, чтобы на сайте стало известно о вывозе находки, чтоб другие не хлопотали впустую, потому и не публикую координаты открыто. Рекомендую вывоз на автомобиле. Но с большим рюкзаком (а лучше с рамой), с удобной упаковкой и молодецкой дурью можно вынести и пешком.

Глыба с кораллами на подложке из веток среди леса. Так и оставлена.



Фрагмент поверхности глыбы. Кораллиты Petalaxis.



Нельзя исключить, что глыба пропадет с места, где я ее оставил, из-за каких-то случайностей. Прошу заранее это понимать. Также не исключаю, что по моему рассказу кто-то найдет ее и без координат. Но это потребует такой смекалки и таких волевых качеств, перед которыми я снимаю шляпу. И последнее - с 9 по 31 августа, по моим планам, я не буду иметь доступа к интернету, в этот период ответить на ваш запрос не смогу.

Что-то из семейства Мальвовых у полевой дороги. Кажется, Просвирник полевой, он же Хатьма тюрингенская (Lavatera thuringiaca).

Ключевые слова (тэги): карбон, кораллы, Голутвин, Щуровский карьер, колониальные кораллы, Petalaxis

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 19 июля 2019 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347454">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347454</a>

Добавить в избранное

0

Отличная публикация. Жаль конечно, что карьер остаётся недоступным для изучения и сбора окаменелостей. Это один из лучших карьеров по карбону. С другими карьерами Лафарджа к сожалению аналогичная ситуация, а то и хуже с отвалов даже гоняют.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 19 июля 2019 года в 23:07:31

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347456">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347456</a>

Добавить в избранное

0.5

Спасибо за информацию! Очень хороший карьер, жаль что такая ситуация с ним. Интересно, что на сайте мелькали относительно недавние публикации людей которым удалось таки побывать на карьере (возможно в заброшенной части).

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 00:41:30

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347472">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347472</a>

Добавить в избранное

0

Публикации по Щуровскому карьеру я смотрел, там вот какая картинка. Самое загадочное по своему происхождению - это 2 фотографии 2018 года: "Гигантус" Chaetetes pinnatus и Spiriferida, половинка. Возможно, находки с рекультивируемой части, как и мои. Хорошо бы у авторов узнать. Дальше идут 3 снимка 2017 года, но это всё образцы с выставок-продаж. И только в 2014 году были вполне понятные материалы, в том числе текст Щуровский карьер 05 и 07.06.2014. Но 2014 год - это еще до формирования группы LafargeHolcim. То есть можно думать, что в управлении предприятием с тех пор произошли изменения.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 12:55:28

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347480">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347480</a>

Добавить в избранное

0

Дело в том что уже в 2014 г. туда уже нельзя было попасть даже с официальными письмами.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 14:25:58

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347459">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347459</a>

Добавить в избранное

1

По технической документации таки так и никак иначе: https://www.rfgf.ru/license/itemview.php?iid=2721295

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 02:37:00

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347467">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347467</a>

Добавить в избранное

0

Кстати полезный ресурс, спасибо!

У того же "Лафаржа", оказывается, и Цемгигант (ссылка). И в прошлом году они получили новые лицензии с новым названием недропользователя на сразу два Борщевских карьера (ссылка 1 и ссылка 2). Может быть с этим связана активизация работ и на отвалах и на карьере у Зудны?

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 10:02:25

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347477">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347477</a>

Добавить в избранное

0

Думаю, будет время, когда они поуспокоятся и будут пускать на отвалы. Конечно, сразу Некрасов вспомнился:))

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 14:02:12
отредактирован 20 июля 2019 года в 14:02:50

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347483">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347483</a>

Добавить в избранное

0

Я ж не знаю...После того, сколько приходит на обработку с неогена, уже ни на что другое ехать нет сил...Тотальный завал материалом - ulitka слишком хорошо научилась набивать карманцы раковинами (((

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 15:45:37

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347494">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347494</a>

Добавить в избранное

0

Теперь понятно, почему выгоняли палеонтологов из Борщевского, Зудны и даже старых отвалов Цемгиганта. Видимо у Лафаржа такая "антинаучная" политика. Неплохо было бы наладить с Лафаржем официальные связи, чтобы получать разрешение карьерной администрации.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 21:52:44

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347519">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347519</a>

Добавить в избранное

0

Вряд ли их политика целенаправленно против палеонтологов. Скорее это просто политика безопасности, никто же не хочет ЧП на своем объекте.
Официальные контакты дело непростое. Ведь их надо вести на достаточно высоком уровне. Соответственно и обращаться от учреждения, с частными лицами руководство предприятия вряд ли поведет конструктивный разговор. А если, дадим волю фантазии, будет обращение от учреждения, и ему пойдут навстречу, так появятся списки с паспортными данными, инструктажи по технике безопасности, обязательное ношение касок... Устроят ли такие результаты любителей?

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 21 июля 2019 года в 17:46:12

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347521">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347521</a>

Добавить в избранное

0

Именно так это и делается, только от лица организаций. Лучше поносить каску и расписаться за инструктаж, чем быть выгнанным из карьера.

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 21 июля 2019 года в 19:15:26

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347525">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347525</a>

Добавить в избранное

0

К сожалению даже официальные письма от учреждения не дают пропуск на карьер. Могут отказать. И в последнее время так и происходило что в Цемгиганте, что в Голутвине. Хотя переписка велась на высоком уровне и речь шла об участии международной группы учёных. А вот на западе к посещению карьеров "Лафарж" относится лояльнее. Был опыт посещения одного из карьеров в Польше. Конечно, жилеты, очки и каски никто не отменял.

комментарий 6 уровня

Комментарий создан 21 июля 2019 года в 20:16:22
отредактирован 21 июля 2019 года в 22:35:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347526">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347526</a>

Добавить в избранное

0

Да, это очень прискорбно. Однако, Александру Шмакову как-то раз удалось даже выбить своему Палеокружку разрешение в "непробиваемый" карьер Спартак, правда не с первого раза. Так, что надеюсь, найдётся подход и к Лафаржу.

комментарий 7 уровня

Комментарий создан 21 июля 2019 года в 22:10:10

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347466">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347466</a>

Добавить в избранное

0

Большое спасибо за публикацию!

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 20 июля 2019 года в 09:52:10

<a href="http://ammonit.ru/text/2384.htm#347499">http://ammonit.ru/text/2384.htm#347499</a>

Добавить в избранное

0

Этот карьер всегда был таким сложным для посещения. Был там в 2009-ом году. Тогда дорога шла вокруг карьера, полностью его огибая, и по ней весь день курсировал УАЗ с охраной, стенки такие же отвесные, пробраться было ну очень сложно. Ничего не изменилось по сути за 10 лет, хотя собственник и сменился.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 21 июля 2019 года в 01:19:33
отредактирован 21 июля 2019 года в 01:20:20