Геохронологическая шкала

Индский ярус

Палеозой

Пермь

Карбон

Верхний карбон (Верхний пенсильваний)

Гжельский ярус

Касимовский ярус

Средний карбон (Средний и нижний пенсильваний)

Московский ярус

Эдиакарский (вендский) период

Геохронологическая шкала -> Мезозой -> Мел

Geochronological scale -> Mesozoic Era -> Cretaceous

Мел // Cretaceous

Мел – меловой период – последний период Мезозойской эры, начался 145,5 миллионов лет назад и закончился 65,5 миллионов лет назад. Продолжался он около 80 миллионов лет.

В меловом периоде появились покрытосеменные - цветковые растения. Это повлекло за собой увеличение разнообразия насекомых, которые стали опылителями цветов. Так что растительный покров Земли в меловом периоде уже не вызвал бы удивления у современного человека. Чего не скажешь о животном мире того времени.

Среди наземных животных царствовали разнообразные динозавры. Динозавров подразделяют на две группы – ящеротазовых, среди которых были как хищники, так и травоядные формы, и птицетазовые, исключительно растительноядные. Самые известные ящеротазовые динозавры – тираннозавры, тарбозавры, бронтозавры. Среди птицетазовых ящеров известны цератопсы, игуанодоны, стегозавры. Это был период расцвета гигантских ящеров – многие динозавры достигали 5-8 метров в высоту и 20 –ти метров в длину.

Крылатые пресмыкающиеся – птеродактили занимали практически все ниши воздушных хищников, хотя уже появились настоящие птицы. Таким образом, параллельно существовали летающие ящеры - птерозавры, планирующие, а может быть и летающие ящеры типа археоптерикса, птицы-энанциорнисы и настоящие веерохвостые птицы.

Меловой период, который считают эпохой динозавров, был и временем появления большинства современных групп млекопитающих. В меловом периоде появились первые плацентарные млекопитающие, причем уже выделились группы копытных, насекомоядных, хищников и приматов.

Возникли современные ящерицы и змеи, так что змеи – относительно молодая группа. Одна из групп ящериц ушла в воду – так возникли мозазавры, грозные хищники конца мелового периода, достигавшие иногда 20-ти метровой длины. В морях млекопитающих еще не было, а нишу крупных хищников занимали водные рептилии – ихтиозавры, плезиозавры, плиозавры. Крупными и многочисленными были акулы, часть из них жили и в пресных водоемах.

Очень велико было разнообразие морских беспозвоночных. Как и в юрском периоде, были очень широко распространены аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Среди двустворчатых моллюсков большую роль в морских экосистемах играли появившиеся в конце юры рудисты – моллюски, похожи на одиночные кораллы, у которых одна створка была похожа на кубок, а вторая накрывала его как своеобразная крышечка.

К концу мелового периода среди аммонитов появилось очень много гетероморфных форм. Гетероморфы возникали и раньше, в триасе, но конец мела стал временем их массового появления. Раковины гетероморфов не были похожи на классические спирально-закрученные раковины мономорфных аммонитов. Это могли быть спирали с крючком на конце, различные клубки, узлы, развернутые спирали. Палеонтологи пока не пришли к единому объяснению причин возникновения таких форм и их образа жизни.

В морях уже обитали практически современные осьминоги и кальмары, палеонтологи полагают, что они возникли еще в конце юры, хотя и редко сохранялись в палеонтологической летописи из-за отсутствия раковин. Способствовали ли они вымиранию своих родственников – аммонитов и белемнитов, или просто заняли освободившиеся ниши после мирового кризиса – этого мы пока не знаем.

В течение мелового периода продолжался раскол материков. Лавразия и Гондвана распадались на части. Южная Америка и Африка удалялись друг от друга, и Атлантический океан становился все шире и шире. Африка, Индия и Австралия также начали расходиться в разные стороны, и к югу от экватора в итоге образовались гигантские острова.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры, водные рептилии. Исчезли аммониты, многие брахиоподы, практически все белемниты. В уцелевших группах вымерло 30-50% видов.

Причины меловой катастрофы до конца не понятны. Сейчас самой популярной теорией стала астероидная – объясняющая вымирание динозавров и других организмов падением гигантского астероида и последовавшей за этим «астероидной зимой». Судя по всему, это не совсем верно. Эта версия не может объяснить, почему те или иные организмы выжили, когда другие погибли. Кроме того, многие группы животных явно начали вымирать задолго до конца мела. Переход тех же аммонитов к гетероморфным формам тоже явно свидетельствует о какой-то нестабильности. Очень может быть, что очень многие виды уже были подточены какими-то долговременными процессами и стояли на пути вымирания, а катастрофа – астероид, усиление вулканизма или смена климата из-за движения материков – просто ускорили процесс.

Окаменелости этого возраста: Acanthoceras, Acanthoceras rhotomagense, Acanthohoplites, Acanthohoplites aschiltaensis, Acanthohoplites bigoureti, Acanthohoplites laticostatus, Acanthohoplites nolani, Acer, Aconeceras, Aconeceras trautscholdi, Aconeceratidae, Acrioceras, Acrioceras furcatum, Acrodus, Acroteuthis, Actinocamax, Actinocamax verus, Actinosiphonia, Actinosiphonia radiata, Agerostrea, Agerostrea lunata, Akidocheilus, Akidocheilus (Akidocheilus), Akidocheilus (Akidocheilus) tauricus, Akidocheilus (Planecapula), Akidocheilus (Planecapula) infirus, Alopiidae, Ammonites, Ammonitida, Ammonitoceras, Ammonoidea, Amphidonta, Amphidonta conica, Ampullina, Amurosaurus, Anacoracidae, Anadesmoceras, Anadesmoceras strangulatum, Anadesmoceras vladimirovi, Anahamulina, Anahamulina subcylindrica, Anahoplites, Anahoplites planus, Ancyloceras, Ancyloceratidae, Ancyloceratina, Anomotodon, Anthozoa, Apiocrinus, Aporrhaidae, Aporrhais, Arca, Archaeolamna, Arcthoplites, Arcthoplites gerassimovi, Arcthoplites yachromensis, Aspidorhynchidae, Astarte, Asteroidea, Astieridiscus morleti, Athleta, Athrotaxopsis, Aucellina, Audouliceras, Audouliceras renauxianum, Aulacostephanus, Azhdarchidae, Baculites, Baculitidae, Baizdesteria, Barremites, Barremites difficilis, Bathrotomaria, Belbekella, Belemnella, Belemnitella, Belemnitella mucronata, Belemnitellidae, belemnites, Belemnitida, Biasaloceras, Biasaloceras sauclum, Biasaloceras subsequens, bivalvia, Borealites, Boreophylloceras, brachiopoda, Bryozoa, Buchia, Buchia fischeriana, Cadoceras elatmae, Calliphylloceratinae, Camerospongia, Camptonectes, Carcharhiniformes, Carcharias, Carcharocles, Cardiidae, Caryophylliidae, Cederstroemia

Мел , палеонтологические фотографии:

Чупакабра с Чурчума карамелька аммонит и его берлога. Крупная Lopha sp. МАКРО Палеонтология

Мел , все палеонтологические фото >>>

Мел , публикации из палеонтологического форума:

Два дня на равнинах мелового моря

Поездка в Шацк намечалась уже очень давно. По крайней мере, за последние года три, в каждый полевой сезон кто-нибудь да вспоминал об этом месте и намекал, что надо бы съездить. Никто и не спорил, съездить надо, но, тем не менее, поездка откладывалась до лучших времен. Это было связано с тем, что перед организацией поездки вставали две довольно серьезные проблемы, во-первых, ехать в Шацк довольно далеко и утомительно. Во-вторых, никто точно не знал, где именно там расположена точка с сеноманскими ... >>>

Водоросли ископаемые (Самарская обл.)

СТАТЬЯ ПЕРЕРАБОТАНА В СЕРИЮ, которая находится на внешнем ресурсе: ВОДОРОСЛИ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДИАТОМЕИ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДИНОФЛАГЕЛЛЯТЫ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗЕЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КОККОЛИТОФОРИДЫ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СИЛИКОФЛАГЕЛЛЯТЫ ИСКОПАЕМЫЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В.П. Моров Черновик публикации обсуждался здесь. Автор сердечно благодарит всех принявших здесь участие в обсуждении!

Экстремальная палеоразведка: В поисках загадочных следов