ААЛЕНСКОЕ МОРЕ

Автор: barsik

Часть II - Древний биоценоз зоны Leioceras opalinum.

В данной публикации будет проведена попытка восстановления условий далекого геологического прошлого на Северо-Западном Кавказе, на примере природного обнажения у реки Хусса-Кардоникская КЧР.
Ранее, палеонтологические образцы и описание разреза уже приводилось в предыдущих публикациях на ресурсе, и вот теперь хотелось бы не просто рассказать о находках, а попытаться представить эти камни в совершенно другом свете и увидеть живую картину того далекого древнего океана со своими обитателями и условиями существования.

Варианты палеореконструкций ископаемых животных и растений, а также ландшафтов далекого прошлого Земли, довольно популярны в наше время. И на ресурсе достаточно замечательных работ, выполненных пользователями. К сожалению, сам рисовать не умею, поэтому и обратился в очередной раз к уважаемому Шиханову Михаилу с просьбой, воплотить на холсте (или сейчас уже на мониторе) прибрежную зону Ааленского моря и погрузить сегодняшнею скалу на под воду на самое дно.
На самом деле, сегодняшний скалистый обрыв берега реки, приведенный в заставке публикации, был обыкновенным морским дном 175 миллионов лет назад. Конечно, и вид и цвет и свойства тогдашнего дна сильно отличались от того, что мы наблюдаем сегодня, но как утверждает наука – «генетическая» память элементов, сложивших осадочные породы сотни миллионов лет назад, остается достаточно крепкой и может рассказать о многом. Но добыть эту информацию не так просто.

Реконструкция палеосообществ, приуроченных к определенному интервалу связанна с массой сложностей и ограничений. И в первую очередь это следствие неполных геологических сведений.
В любом случае, и в ааленском море и на берегу в то время существовало достаточно большое разнообразие форм флоры и фауны. В танатоценозы (скопление остатков погибших организмов, живших на месте их нахождения или перенесенных течениями, ветром и т. д.) попадало только незначительное количество остатков организмов, а до фоссилизированного состояния их доходило еще меньше.
Поэтому, самые результативные поиски окаменелостей в породе, приуроченные к конкретному слою, не соответствуют истинному составу животных и растений в прошлом.
В литературных источниках указано, что только часть донного населения, остатки которого захоронились на месте жизни, может дать какое-то неполное представление о биоценозе на данном участке обитания. И это, притом, что целью работы является реконструкция комплекса именно донных организмов. А, если, вместе с ископаемыми представителями бентоса рассмотреть жителей нектона (аммонитов, белемнитов, рыб и пр.), а потом еще рискнуть выйти на берег и добавить растения на суше, то становиться понятным, что чем больше участков мы хотим объединить под реставрацию древнего сообщества, тем больше вероятность получить смешение представителей разных ярусов и экологических ниш, разделенных во времени.

Как видно, процесс реставрации древнего биоценоза достаточно трудное занятие, и можно сказать, что даже само понятие «палеобиоценоз» по смыслу, ни в коей мере не может приблизиться к той полноте, с которой познаются современные биоценозы. Слишком много неизвестных в этом биологическом-геологическом уравнение, но попытаться можно.
Главное - это «осторожность при рассмотрении и анализе ископаемых фаун во избежание вульгаризации палеоэкологии». Удивительное по точности выражение Ивановой Е.А. из работы прошлого века.
Борис Тимофеевич Янин в своей замечательной книге «Палеоэкология» 2016 так же призывает разумно использовать термины для обозначения выявленных комплексов или группировок организмов.

Исходя из вышесказанного, материал, представленный в данной публикации наиболее правильно можно назвать, как «ДРЕВНИЙ БИОЦЕНОЗ» или «ДРЕВНЕЕ СООБЩЕСТВО»

Так что попробуем осторожно и начать, конечно, нужно с самого главного– относительного возраста древнего морского дна или осадочных пород. Основной метод – это палеонтологический, и он базируется на принципе необратимости эволюции. Т.е. комплекс ископаемых организмов, приуроченный к определенному коренному слою отражает определенный этап развития жизни на нашей планете и является уникальным. Уникальность здесь, тоже самое, что и неповторяемость. Определяющие аммониты рода Leioceras жили на земле 175 миллионов лет назад в начале ааленского яруса. В более узком смысле их существование приурочено только к одной базальной зоне, затем эти головоногие благополучно закончили свое существование и уже больше никогда не появлялись в великом видовом разнообразии животного мира.

Следующий этап восстановления биоценоза, не менее важный - это пространственная структура или закономерное размещение организмов разных видов друг относительно друга в пространстве. Обычно учитываются среда обитания микроорганизмов, растений и животных. С микроорганизмами получилось тяжело, пробы на микрофауну не собирал, да и обрабатывать эти пробы некому, поэтому пришлось обойтись минимумом – местом обитания ископаемых растений и животных. Ааленские растения росли на побережье древнего моря, морские животные населяли прибрежную зону. Здесь уже можно применить вертикальную ярусность древнего биоценоза. На самом верху, т.е. на берегу росли растения. Выше на склонах кто-то из хвойных, ниже в болотистой дельте заросли хвощей, затем плейстон – животные, обитающие на поверхностной пленке воды, еще ниже – планктон и нектон – это животные, свободно парящие в толще воды и те, кто может плавать сам и преодолевать силу течения, и наконец – бентос, придонные обитатели.
Плейстон и планктон пока неопределимы, поэтому получаем достаточно простую схему – растения на берегу, животные, плавающие в толще воды и животные, живущие на самом дне или ведущие придонный образ жизни.

Далее - видовая структура. Показателем видовой структуры биоценоза является соотношение видов растений и животных по численности или биомассе. Здесь начинается самое интересное. Численность, конечно можно предположить по частоте находок ископаемых остатков, но те же растения и животные имели разный начальный состав биоматериала и при сохранении вполне возможен вариант, когда самое многочисленное сообщество того времени могло просто раствориться в породе без следа. И, наоборот – немногочисленный тогда вид с крепкой и устойчивой раковиной, теперь является самым частым при поисках.
Но кроме тафономического фактора, нужно учитывать и то, что площадь распространения посмертных остатков организма всегда больше его ареала и существует большая вероятность привноса ископаемых остатков из соседних биотопов.
Как бы там ни было, пока придется исходить из фактического материала, приуроченного к этому природному обнажению, и начать можно с береговой флоры.
Уже давно, на протяжении нескольких лет обращал внимание на многочисленные остатки растений, которые попадаются и вместе с аммонитами в конкрециях и отдельно в породе. К сожалению условия сохранения, оставили только невнятные отпечатки фрагментов веток и стволов. Скорее всего, все растения, которые сносились рекой в океан, здесь в прибрежной зоне разбивалось волнами прибоя в щепки. Листья, плоды, отпечатки коры и пр. ничего этого не осталось. Из многих десятков, если не сотен находок есть всего лишь 3-4, которые могут сказать хоть о чем то.

На фото фрагмент сердцевинного отлива ствола членистостебельного. Каламиты дожили примерно до середины Пермского периода, в средней юре их уже точно не осталось, так что это, скорее всего кто-то из хвощей.

Еще один более или менее внятный образец, фрагмент ствола – редкая находка на фоне бесчисленных плоских отпечатков. У вертикальной проекции можно рассмотреть ответвление.

Следующие два образца малоинформативные, но есть что-то похожее на структуру древесины. Ровные, длинные и продольные волокна.

На первом снимке явно просматривается внутреннее строение отлива ствола хвоща, на втором и третьем кто-то из древовидных. Может быть и крупные папоротники, но судя по слоистости древесины, больше склоняюсь к хвойным (кто-то из араукарии). В юрском периоде ископаемые растения этой группы уже были достаточно похожи на современных представителей (ель, сосна).

Если подвести какие-то итоги по ааленской флоре этого участка берега, то картина вырисовывается такая: гористая местность, покрытая однообразными лесами из араукарий, мощная река, несущая свои мутные потоки с размытой породой и обломками древесины в океан, заболоченное устье с высокими зарослями хвощей. Конечно, это только вариант, одно из предположений по поводу побережья и супралиторали

Далее литораль и сублитораль, представители нектона – животные, обитающие в толще воды. Они свободно передвигаются, охотятся и размножаются в морской прибрежной зоне. По поводу глубины, более подробно было сказано в первой части публикации, посвященной геохимии, но скорее всего глубина 20-70 метров (следующая за прибрежной отмелью) – самая оптимальная среда существования. И сейчас в наше время эту мелководную линию вдоль побережья, составляющую всего лишь 10% от площади мирового океана, населяет почти 90% биомассы этого океана.

На первом месте здесь, конечно же, аммониты. Кроме того, что это определяющие ископаемые, аммониты еще и самые многочисленные находки на разрезе. В верхних слоях и в середине толщи жили некрупные, очень быстрые пловцы с узкой раковиной оксиконической формы – лейоцерасы. Средний размер микроконхов (самцов) был где то 2.5-3.5см, макроконхи (самки) были значительно крупнее -6-12см. Кроме скоростных качеств, узкая раковина помогала аммонитам жить в мелководье и хорошо сопротивляться турбулентным течениям. Далее на фото характерные представители этого рода.

Здесь же можно было встретить редких и последних представителей верхнетоарского рода Pleydellia – прямых предков Leioceras-ов.

Несколько видов плейделий из нижней юры еще успели пожить в аалене, образуя смешанные фаунистические комплексы.
Аммониты на фото 4 и 5 населяли верхние ярусы водной толщи, и узкие раковины позволяли им эффективно разрезать прибрежные течения и охотится за быстрой добычей.
Следующие представители головоногих обладали уже широкой раковиной и скорее всего, обитали в более глубоких придонных ярусах подальше от берега, где волновое течение сходит на нет.

5 - представитель подкласса Nautiloidea, небольшой наутилус,
6-редкий аммонит ааленской фауны Erycites barodiscus,
7-7-7 – различные Bredyia семейства Hammatoceratidae.

Ниже на фото представители еще одного отряда головоногих - Белемниты (Belemnitida) - полностью вымершие внутрираковинные моллюски (подкласс Coleoidea). Важные, как в плане стратиграфии, так и в плане трофической структуры биоценза.

Как и в предыдущем случае с аммонитами, обладатели длинных и узких ростров были быстрыми активными хищниками, имели вытянутое обтекаемое мягкое тело и охотились стаями в верхних горизонтах. В то же время они являлись и добычей для более крупных участников пищевой цепочки – акул и ящеров.
8-представители рода Acrocoelites subgracilis Kolb, 1942., которые характеризуются спинно-боковыми бороздами в сочетании с брюшной (верхний плинсбах – нижний аален).
9- очень необычный ростр. Тонкий и плоский как лезвие клинка, Rhabdobelus exilis, он явно не ползал у дна, а был быстрым пловцом. Кроме того, продольные боковые борозды на ростре, могли быть местом крепления связующей хрящевой ткани плавников. Судя по размеру этих борозд, белемнит имел продолговатое тонкое тело и очень мощные длинные плавники. Наверное, напоминал чем-то современную рыбу-иглу.
10 - Brevibelus breviformis (Voltz, 1830) спасибо за определение Алексею Ипполитову, по тяжелой форме и резкому заострению, можно сказать, что это был неповоротливый медленный белемнит, обитающий в низких горизонтах.

На дне здесь жили различные двустворчатые моллюски и гастроподы.

Изредка попадаются крупные и одиночные Pholadomya. Размер этой 53мм

Из остальных обитателей дна

- 11-11 интересные мелкие двустворки с сохранившимся прижизненным узором. Здесь они увеличены для наглядности, размер в конкрециях не превышает 5-8мм.
- 12 более крупные до 40-50мм, но неважного сохранения. Эти моллюски могли создавать целые устричные банки на дне, Встречаются скоплениями и только в слепках, от раковин ничего не осталось.
- 13 гастроподы - достаточно крупные 60-65мм - эти ископаемые попадаются у нас очень редко. Возможно, условия обитания были не совсем подходящие, а может вопрос и в сохранении именно этой группы ископаемых.
И теперь немного экзотики. Конечно, можно было бы обойти эти находки стороной, тем более, что они единичные и достаточно невыразительные, но если вспомнить про условия захоронения, то некоторые многочисленные группы животных и растений, определяющие условия существования биоценоза, могли просто не сохраниться. Поэтому, что бы добавить объективности, на следующем фото отдельно собраны редкие следы возможных обитателей этого участка ааленского моря.

15 -фрагмент стебля морской лилии. Имеет форму пятиугольника. Единственная находка на разрезе. Либо их действительно было здесь очень мало, либо условия сохранения явно не подходили для этой группы ископаемых. Еще один фрагмент стебля найден в другой долине, на расстоянии 12-15 км, и тоже в ааленских отложениях. Так что факт присутствия этих иглокожих в биоценозе можно считать доказанным.
16 -зуб, вернее часть коронки зуба среднеюрской акулы высота 4мм. Насколько знаю, зубоносные слои, вещь достаточно капризная. Может где-то и лежат россыпи и ждут своего часа, но пока до них еще не добрался. Обладатель зуба не определен, но в литературных источниках указано, что в средней и верхней юре облик этих хищников уже не сильно отличался от современных акул.
14-серпулы или домики щетинистых червей. То - же всего две находки на аммоните и ростре белемнита. Хотя для этой группы ископаемых условия существования при мощном осадконакоплении были здесь явно неподходящие.

На лейоцерасе возможен вариант прижизненного поселения.
на ростре белемнита обрастание произошло уже на дне, после гибели моллюска.

В этом небольшом обзоре представлены только основные жители базальной зоны нижнего аалена. Было их, конечно, гораздо больше. Некоторые еще не нашлись, большинство растворилось без следа в бездне времени, но и многое пока недоступно, нет проб на микрофауну и пыльцу, остался открытым вопрос с водорослями. Пока не найдены брахиоподы, губки, кораллы, морские ежи. Нужно более тщательно познакомиться с этими группами ископаемых. Хотя, даже в таком усеченном варианте и благодаря мастерству Михаила, картина древней жизни выглядит очень ярко и привлекательно.

Фото Юрское море Ааленского века, автор dinoved

Берег древнего океана 175 миллионов лет назад. Фреатический тип гумидного климата с избыточным увлажнением. Количество атмосферных осадков больше, чем может испариться и просочиться в почву. Формируется обильный поверхностный сток и развивается эрозионная форма рельефа. Ручьи и реки буквально размывают горную страну и образуют мощные морские отложения. Процветают влаголюбивые формы растительности, в древне океане разнообразные головоногие, двустворчатые моллюски, морские лилии, акулы и пр.
Конечно, это лишь неполный вариант, предположение, облеченное в наглядную художественную форму. Скорее всего, мы никогда не сможем узнать всей информации о давно ушедшей жизни ископаемого моря. Несомненно, были здесь различные водоросли, обитало огромное количество бесскелетных организмов. Многие группы древнего сообщества просто не сохранились, и, наверное, в будущем, только по каким-то косвенным признакам, удастся определить их присутствие.
Но все же, мы с Михаилом постарались, насколько это возможно, обойтись без авантюр и безудержных фантазий. Палеонтологическая составляющая древнего биоценоза, или его части, достаточно выверена и по времени и по составу нижней зоны Ааленского яруса. Восстановление внешнего облика ископаемых организмов учитывает последние научные тенденции. По поводу прижизненной окраски обитателей на картине – красное или синее, зеленое или желтое – вопрос дискуссионный и открытый, аналогии по современным формам здесь не всегда уместны, но любые конструктивные замечания и предложения будут приняты с благодарностью.

Ниже черно-белый вариант картины с маркировкой. Сквозная нумерация на фотографиях ископаемых образцов в публикации соответствует их предполагаемым прижизненным образам.

Надеюсь, эта совместная работа будет интересна и полезна участникам ресурса. Может, в будущем поможет кому-то узнать и определить свои находки, сделанные на разрезах Северо-Западного Кавказа.

А этот каменный берег горной речки уже никогда не будет безжизненным сухопутным обрывом. Теперь у него появилась настоящая древняя морская история.

КЧР – Ярославль
январь-февраль 2018г.

Ключевые слова (тэги): Leioceras, Bredyia, Graphoceratidae, аален, Hammatoceratinae

Публикация создана 13 февраля 2018 года

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317765">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317765</a>

Вид акулы, по-видимому, взят с современной белой акулы, что не совсем верно. Зуб из данных отложений, скорее всего, принадлежал небольшой придонной акуле, а не крупному пелагическому хищнику.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 19:16:03

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317766">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317766</a>

Возможно вы правы, спорить не буду.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 19:22:29
отредактирован 13 февраля 2018 года в 19:23:18

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317767">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317767</a>

Спасибо за отзыв.
Этот зуб, вернее его часть висит на сайте с 2014 года,
Ааленский зуб.
обращался к специалистам, но точного ответа так и не получил.
Попытался сам побродить по сети, но зуб акулы конкретно из аалена так и не нашел, есть много рисунков юрских акул, но юра – понятие растяжимое на десятки миллионов лет.
Однако уцепился за фразу, что облик юрских акул не очень отличался от современных – эту информацию я и передал Михаилу.
Если Вы поделитесь конкретной информацией по раннеааленским придонным акулам, буду очень благодарен.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 19:29:16

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317779">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317779</a>

На рисунке изображены акулы отряда Lamniformes, они появились в мелу. В юрском периоде их не было. Зато были, например, кархариниформы и акулы-ангелы - довольно похожие на современных (видимо про них вы прочитали приведенную вами фразу), но данный зуб не от них. Он может принадлежать Hybodontiformes, или, что более вероятно, Synechodontiformes. Возможно и удастся определить хотя бы до рода, но надо долго и подробно просматривать литературу. Наиболее полные образцы юрских акул, дающие представление о форме тела, известны, как правило, из поздней юры. Может из аалена и есть, но на память пока не приходят никакие работы. Тем не менее, форма тел ааленских акул должна быть сходна с позднеюрскими. Можно поискать книги по этой теме, были работы с описаниями скелетов из поздней юры.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 20:58:57
отредактирован 13 февраля 2018 года в 20:59:41

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317780">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317780</a>

Значит можно взять Hybodontiformes, или, Synechodontiformes?

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:01:08

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317958">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317958</a>

Скорее Synechodontiformes.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 13:18:07

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317781">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317781</a>

Хот я и далёк от ааленского яруса, но прочёл с большим удовольствиепм!))) Все ваши находки интерестны, а описание легко читаемо.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:04:11
отредактирован 13 февраля 2018 года в 21:06:02

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317794">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317794</a>

Спасибо, я и сам учусь пока готовлю материал, хоть разобрался с литоралью.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:54:27
отредактирован 13 февраля 2018 года в 22:02:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317788">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317788</a>

Изображенный фрагмент зуба акулы (поломанная центральная вершина и два боковых зубца) - скорее всего какой-то синеходонтиформ, а не гибодус, хотя последние тоже уверенно себя чувствовали в келловейском (и, вероятно, и ааленском) море Русской плиты и окрестностей...

Андрей Атучин делал как-то реконструкцию юрских акул для моей популярной статьи (Челюсти юрских морей) в Палеомире. Можно использовать из этой картинки образ синеходуса или параортакодуса, ну или все-же гибодуса, если хотите :-)

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:27:18
отредактирован 13 февраля 2018 года в 21:28:22

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317797">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317797</a>

Спасибо, я смотрел эту картину, и мне её советовал Калашников Алексей Сергеевич, но выбрать на свой вкус не рискнул, теперь уже более определенно.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:57:52

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317789">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317789</a>

Жаль, химер в комплексе нет :-О

Будет круто - если они вдруг попадутся!

Единственный в мире комплекс ааленских химер происходит из стратотипического района ааленского яруса на юго-западе Германии (земля Вюртемберг).

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 21:33:03

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317799">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317799</a>

Верхний тоар, нижний аален, нижний бат, байос, палеоген - вот и все пока разрезы, и на все всего один этот ааленский зуб.
Но у меня есть подаренные пластинки, если попадется химера вдруг, то уже точно не выброшу.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 22:01:12

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317932">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317932</a>

Мы договорились с Михаилом - он исправит внешний вид акул и я внесу коррективы в публикацию.
Спасибо и Вам и Владимиру!

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:25:00

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317817">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317817</a>

Спасибо, Михаил, за публикацию! Очень интересно! :)

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 22:48:00

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317823">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317823</a>

Рад, что понравилось!
Но тут больше заслуга Художника, без картины уже ни то.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 23:24:53

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317826">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317826</a>

Хорошая картина к хорошему повествованию! :)

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 23:28:45

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317828">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317828</a>

Соглашусь, но все же как ни описывай это древнее сообщества, а увидить его, хотья бы глазами художника- это гораздо интересней.

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 23:37:18

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317830">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317830</a>

Ну, это да, согласна :). Как говорят - "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" :) Увиденное всегда воспринимается лучше, чем услышанное. Но у Вас одно дополняет другое :)

Комментарий создан 13 февраля 2018 года в 23:40:48

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317862">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317862</a>

Я вот подумала: а может, хвощи росли вдоль берега на всем почти протяжении реки,или в каких-то заводях, как рогоз сейчас? И, наверняка, были какие-то растения, которые занимали ниши "водных" растений (местные кувшинки) :))
Спасибо Вам за публикацию!!!
Я насчет хвощей так подумала, потому что тут в Москве, в парке у Борисовских прудов увидела ручей, который тек к озеру, и он был сплошь зарощен огромным пушистым хвощем ( сколько живу, такого пушистого хвоща не видела)
Борисовские пруды велел вырыть Борис Годунов (все не могу привыкнуть, что в Москве историю можно пощупать руками) :))

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 10:02:24
отредактирован 14 февраля 2018 года в 10:19:21

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317865">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317865</a>

Вот тут не могу ни чего ответить.
Я не знаю строение устья или устьев тех рек, строение берега между устьями, что это были за хвощи и насколько далеко они могли вторгаться в море или выходить на сушу.
То что они там были – это факт, то что они любят влагу и заболоченную местность- то же известно.
У каламитов были даже плавающие корни, возможно и у хвощей тоже.
Так что точно и правильно «рассадить» их по побережью пока не могу, хотя специалисты может быть смогут сделать это с легкостью.
Спасибо за предложение, все равно это первый вариант биоценоза и он будет еще уточняться и корректироваться.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 11:25:05

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317867">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317867</a>

Ну, мое предложение, как биолога в прошлом - по берегам рек(по колено в воде):)) Ведь если они были по берегам - выноситься в море их будет много... Соль вряд-ли хвощ выдержит, но в устьях, если нет прилива с моря, вода должна быть пресной...

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 11:56:29
отредактирован 14 февраля 2018 года в 12:00:56

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317928">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317928</a>

Картина очень обобщающая.
Конечно, хвощи привязаны к пресной воде и болотистой почве.
Я взял книгу "Палеоботаника" - может там что найдется конкретное, тогла исправлю описание в публикации.
Самомк интересно- насколько далеко от берега моря по течению рек могли рости эти хвощи.
Кстита, В.В. Митта нашел у нас прибрежную растительность, но это в байоссе и связать её с ааленом пока невозможно.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:18:25

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317931">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317931</a>

Я же не критикую, я не палеонтолог и ничего в этом не понимаю, просто подумала, что на мелководье какая-то растительность должна быть. Ниши экологические, и все такое :))

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:24:07

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317934">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317934</a>

Ну так она и есть эта растительность- прямо у берега справа в верху.
Может Вам не очень приглянулся далекий пустынный берег?
Но ведь и там могжет быть все в хвощах, но мелких, невысоких и не видных с этой точки.
Михаил хорошо показал реки и заболоченность, а так бы хвощи все скрыли.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:37:05

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317938">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317938</a>

Ну, я не имела ввиду картину. Хотя там хвощи на берегу, а возможно, они росли в воде у берега. Как камыш сейчас.( Хотя там море!)
Это не в качестве критики, а в качестве просто предположения, на которое навели Ваши размышления в тексте :))
Я вообще восхищаюсь Вашим трудолюбием и энтузиазмом :))
Вообще, если размышлять с точки зрения ботаника - на таком высоком берегу моря надо бы разместить голосеменные. А хвощи в пресных заводях, болотах. Возможно, река их выносила в море, если они росли в воде вдоль берега.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:55:25
отредактирован 15 февраля 2018 года в 00:06:04

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317941">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317941</a>

Все же почитаю палеоботанику.
Камыш растет в дельте опресненой, в море -не знаю.
Как-то на памят не приходят другие растения, кроме мангровых.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 00:07:31

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317943">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317943</a>

Нет, я там написала наоборот, в море бы не рос хвощ, только в пресной воде. И предположила, что Ваши находки хвощевидных были принесены рекой в море.
Вот бы там состав пыльцы знать! Это я насчет голосеменных. Они же просто обязаны там быть!

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 00:14:01
отредактирован 15 февраля 2018 года в 00:14:39

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317944">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317944</a>

Насчет пыльцы - конкретно этот разрез данных нет, но может будет результат по другому аалену в другой долине 8-10 км от
этого места.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 00:20:01

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317948">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317948</a>

Скорее уж наоборот, должен был быть какой-то пляж - всё-таки волны, приливы, шторма. Хвощи - не мангры.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 08:52:00

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317969">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317969</a>

Я про то, что вспоминал какие растения могут жить в морской воде. К сожалению пока остатки хвощей не позволяют произвести хоть каку-то реконструкцию их внешнего вида. Но может в будущем получиться узнать род, тогда можно будет дать им точное место на картине.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 18:54:12

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317883">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317883</a>

Очень понравилось, сам недавно с учениками творил проект по модели каменноугольного сообщества, так что всецело поддерживаю начинание!И очень надеюсь, что зубы и прочие запчасти позвоночных будут найдены!

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 15:00:42

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317922">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317922</a>

как всегда здорово хороший труд Михаил, интересно представить происхадившии собитии в аалене на кавказе океан как представляю был не очень глубокий было много островов и болот как знаем об этом свидетельствуют множество древесины в осадочных слоях а какой то промежуток суша занимало большой площадь оставивший для нас каменно угольные слои . спасибо и Михаилу dinoved за чудесную картину

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 22:00:54

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317930">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317930</a>

Спасибо, Омар!
В аалене насчет угля, пока не знаю, а вот карбоновые угли у нас есть и по Кубани и по Большому Зеленчуку. Но слои очень тонкие, их быстро выработали и забросили.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:23:08

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317939">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317939</a>

значит я ошибался мне говорили что карачаево черкесии тоже выходят слои с каменным углём и я был уверен что эти угли ааленские но они значит оказываются карбоновые

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:57:49

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317942">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317942</a>

Есть у нас и каламиты и сигиллярии, как в Донбассе, может летом доберусь.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 00:09:00

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317929">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317929</a>

То же надеюсь и на зубы и на позвонки.

Комментарий создан 14 февраля 2018 года в 23:19:57

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317952">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317952</a>

Отличная работа, Михаил. Текст мягкий и выверенный. Глубокое погружение в тему.
С дагестанским ааленом я не сдружился, мало чего там есть. Но в байосе расцвет.
Клинки - Вы любитель ножей и сталей?
У нас в крае есть единичные выходы тоара-аалена, качество аммонитов желает лучшего. В основном фрагментарные, потому не публикуются. Кстати там был найден зуб акулы, не знаю, осталось у меня фото.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 10:18:08
отредактирован 15 февраля 2018 года в 10:25:16

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317970">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317970</a>

Вадим, спасибо за отзыв!
Зуб было бы интересно посмотреть- я так понял, ааленские зубы редкость. Может еще какую акулу можно было бы добавит в этот ярус на законных основаниях.
Насчет клинков - да, любитель острых железок, в детстве кузнец учил по искрам от круга определять качество сталей и как правильно расковать выпускной клапан от бульдозера С100.
Потом нашел свой ножик и раздарил почти все, что собрал до этого.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 19:00:29

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317959">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317959</a>

Выдающаяся, вне всякого сомнения, работа!
Конечно, замечаний и пожеланий у меня много, в т.ч. и в отношении правил русского языка. Но не буду пока занудствовать.
Короче, оба Михаила - молодцы!

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 14:19:08

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317971">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317971</a>

Денис, спасибо за высокую оценку!
Насчет русского языка и замечаний- согласен, но если было хотя бы три месяца времени, рецензент-уважаемый и очень умный чел, который проверяет на правильность, и еще деньги бы за это платили.... А так, все на бегу.

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 19:09:46

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318021">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318021</a>

Я бы вам бесплатно подредактировал в плане речевых и грамматических ошибок (орфографию Ворд проверяет весьма корректно), делов-то менее, чем на часик. Впредь имейте ввиду. А то ваш платный редактор - совсем косяк на косяке, а то ведь по заверению героя Булгакова "рукописи не горят".

Комментарий создан 16 февраля 2018 года в 20:17:46

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318033">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318033</a>

За предложение, конечно спасибо, но думаю не совсем правильно использовать Ваш добрый характер и научный потенциал для простого исправления чужих ошибок. Если будут еще публикации, я постараюсь подойти более ответственно к редакции текста.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 08:35:28

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318081">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318081</a>

А для чего ещё нужны "добрый характер и научный потенциал"? Делиться знаниями и навыками полагаю необходимым - обязательным.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 20:17:30

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318088">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318088</a>

И я точно так же понимаю Вашу миссию – « Делиться знаниями и навыками». Вот, например, если Ваш комментарий заставляет меня лезть в сеть и искать что такое «…пролегомены будущей дифференциальной эволюции», то это нормальная ситуация, а вот корректировать чужие грамматические ошибки в тексте – ну как-то не очень.
Ну, по-простому – нельзя же дорогостоящим и сложным микроскопом гвозди забивать.
Обещаю в будущем хорошо проверить текст, если придется размещать на сайте.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 22:02:33

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318089">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318089</a>

Дорогой Михаил, я из тех человек, что готовы разбить дорогой микроскоп о пустую башку. Это не к Вам относится. Я наблюдаю на этом сайте очевидный Ваш прогресс. И искренне желаю впредь конструктивно в Вами общаться.
Д.Г.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 22:31:34

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318090">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318090</a>

Уважаемый Денис, кто же откажется от конструктивного общения, я только за!
И справедливости ради надо заметить, что иногда желание "расшифровать" Ваши комментарии позволяет узнать что-то новое.
Например - удивило слово "пенеплен", оказалось, что это — практически ровная, местами слабовсхолмлённая поверхность, которая была сформирована на месте древних гор.
Или "литораль" и пр.
Хотя за каждым таким понятием почти всегда стоит целый массив специализированной информации.
Оказывается и по конкрециям, и по простым трещинам в породе, и по строению дельты реки написаны целые научные работы в сотни страниц. Вот тут наступает тоска и вопрос - насколько глубоко нужно влазить в это. Только теперь и начинаешь понимать принцип scientific specialization.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 23:31:15

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318104">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318104</a>

Ну, так это завсегда. Это, как плавать научиться: сначала страшно утонуть, а потом плещешься и кувыркаешься себе на радость.

Комментарий создан 18 февраля 2018 года в 06:18:52
отредактирован 22 февраля 2018 года в 06:21:50

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317973">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317973</a>

10 - Brevibelus breviformis (Voltz, 1830)
Акроцелита определю чуть позже (сейчас нет литературы под рукой).
Про строение рабдобелуса есть небольшая заметка:
С. 27-30. С сож., заметка без картинок, но у нас нарисована реконструкция, могу скинуть в частном порядке. Напомните, пож., если забуду :)

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 20:49:01

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#317983">http://ammonit.ru/text/2145.htm#317983</a>

Спасибо за определение!
По поводу рабдобелуса
"Длинный палочковидный ростр Rhabdobelus и Pseudobelus
(3 тип) с глубокими боковыми бороздами,
протягивающимися по всей его длине, служил
опорным стержнем крупного плавника, основа-
ние которого крепилось от заднего конца ростра
до середины фрагмокона."
Если правильно понял – на рисунке нужно продлить основания плавников до самого заднего края?
Фото

Все хочу спросить:

"Распространение мускульной мантии на фрагмокон и
ростр функционально не имело смысла, посколь-
ку там она, облегая жесткий скелет, не могла бы
работать на сокращение"
Мускольная мантия и мягкое тело -это одно и то же у белемнита?
Если мускольной мантии нет на ростре и он покрыт только токой кожицей - хватит ли сил у этой кожици наращивать новые чехлики?

Комментарий создан 15 февраля 2018 года в 23:06:56

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318194">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318194</a>

8 - Acrocoelites subgracilis Kolb, 1942.
По остальным вопросам.
а) да, скорее всего плавники были на всю длину палочки-ростра.
б) Нет, мускульная мантия и мягкое тело - не одно и то же.
Мускульная мантия - это, очень грубо говоря, система поперечных мышц в виде полукольца, крепившихся к краям проостракума. При ее сокраащении сокращался объем мантийной полости и через сифон выбрасывалась жидкость. Мягкое тело - более широкое понятие, оно включает в себя и тонкую (или нетонкую) кожу.

Комментарий создан 19 февраля 2018 года в 02:40:47

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318223">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318223</a>

Спасибо большое!
Я добавил определение в текст.
Мы с Михаилом обсудили конфигурацию тела рабдобелуса, акул он уже исправил, на днях сделает новые тела для белемнитов, так что, надеюсь, картина будет более точная.

Комментарий создан 19 февраля 2018 года в 18:28:49

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318007">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318007</a>

Интересная публикация! И на мой взгляд, очень верный подход, когда анализ фоссилий, как таковых, выливается в наглядную реконструкцию:когда-то эти существа жили и взаимодействовали.

Комментарий создан 16 февраля 2018 года в 16:29:48

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318034">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318034</a>

Спасибо за отзыв!
Раньше было просто интересно найти, теперь интересно понять, как они тогда жили.

Комментарий создан 17 февраля 2018 года в 08:37:22

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318247">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318247</a>

Да это и есть самое интересное!
Находки только стимулируют фантазию, а потом узнаёшь про древнюю жизнь всё больше, и самые волнующие находки далеко не самые "красивые". Хотя есть окаменелости волшебной красоты, и всё же их не сравнить с живой картиной самых обычных обитателей прошлого. Жаль только, что многие из них ушли бесследно.

Комментарий создан 20 февраля 2018 года в 01:40:54

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318265">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318265</a>

Да, в этом деле все зависит от целей и предпочтений. Тут и сам поиск и коллекционирование и жажда узнать что-то связанное с прошлой жизнью.
Конечно, желание найти большой и целый аммонит ни куда не уходит, но появляются другие задачи и приоритеты, а для решения новых задач иногда достаточно найти просто невзрачный кусок нужного аммонита.

Комментарий создан 20 февраля 2018 года в 15:29:47

<a href="http://ammonit.ru/text/2145.htm#318421">http://ammonit.ru/text/2145.htm#318421</a>

Мы с Михаилом внесли корректировки в представленный ранее материал по древнему биоценозу нижнего аалена:
1. Так-так не получилось достаточно достоверно определить принадлежность части находок ископаемой флоры, поэтому на картине изображены и хвойные и папоротники. И те и другие группы растений росли в это время на заболоченных и сырых местах.
2. Тело белемнита Rhabdobelus exilis теперь выполнено в соответствии с рекомендацией Ипполитова Алексея. Добавлено раструбообразное расширение самой передней, альвеолярной части ростра с изломом и утончением к заднему концу.
3. Изображение акул по предложению Евгения Попова и Владимира Лопырева представлено синеходусами - некрупными придонными хищниками.
Большое спасибо всем ценные замечания!
Это позволит повысить достоверность представленной информации.

Комментарий создан 22 февраля 2018 года в 09:51:52